Марина Выйгетова
Доклад «Обучение детей технике рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
В системе воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. Поэтому одна из задач эстетического воспитания является развитие художественно – творческих способностей.
Интерес к рисованию появляется у детей рано. Уже в дошкольном возрасте начинается формирование этих способностей.
Публикация «Доклад „Обучение детей технике рисования“» размещена в разделах
В процессе рисования у детей совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Занятие рисованием развивают у детей умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.
Основная цель обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Рисование в детском саду направлено на обучение художественно – творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.
Чтобы правильно руководить изобразительной деятельностью маленького ребенка, нам педагогам необходимо знать ее особенности, понимать первые неумелые детские рисунки.
В детских рисунках можно найти элементы изображаемых предметов, явлений окружающей нас действительности.
Большой интерес представляют не только сами рисунки, но и процесс их выполнения.
- Что побуждает ребенка к рисованию?
- Как относиться нам, взрослым, к первым шагам ребенка в рисовании?
Эти вопросы часто возникают перед педагогами и родителями. Знания о процессе рисования детей помогут нам, воспитателям, создать определенные педагогические условия, при которых у ребенка появляется интерес, активность. А это самое главное для нас, педагогов. Пробудив интерес ребенка в изобразительной деятельности, воспитатель сможет правильно организовать занятия, предложить ребенку доступное содержание.
Впервые организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду, во второй группе раннего возраста.
Программа обучения в этой группе невелика. Основная задача состоит в том, чтобы привлечь детей к рисованию, научить правильно держать карандаш и кисть: в пальцах, а не в кулачке.
На первом же занятии важно показать, как это нужно делать. Но очевидно, что общего показа недостаточно: многие дети не могут путем подражания воспроизвести положение карандаша в пальцах. Эффективен прием вкладывания карандаша в руку и правильная постановка пальцев. Важно, чтобы ребенок почувствовал карандаш в своей руке, а не только увидел его в руке педагога.
Во второй группе раннего возраста, прежде всего, необходимо познакомить детей с бумагой, обратить их внимание на то, что карандаш на бумаге - оставляет след. Надо научить ребенка замечать нанесенные на бумагу штрихи и линии, следить взглядом за движением карандаша на бумаге. Постепенно следует учить детей находить сходство получившихся штрихов и линий с окружающими предметами. Овладевая карандашом, кистью, дети производят различные действия.
Под умелым руководством воспитателя у детей появляется потребность не просто манипулировать карандашом и кистью, а что – то изображать. Вначале дети покрывают лист бумаги точками, штрихами, линиями. В рисунке появляются зигзаги. Постепенно дети начинают овладевать вращательным движением. Затем получаются очертания, простейшие формы и в рисунке появляется определенность графических изображений.
Одной из основных задач изобразительной деятельности в младшей группе является обучение детей изображению предметов округлой и прямоугольной форм, формообразующим движением, благодаря которым дети овладевают изображением предметов и явлений окружающего мира.
В связи с этим вводится обследование предметов перед их изображением, что способствует началу развития зрительного и осязательного восприятия детей.
Детям предоставляется больше самостоятельности в изображении предметов.
Так же в младшей группе необходимо научить детей правильно держать кисть, обмакивать кисть в краску всем ворсом, затем снимать о край баночки лишнюю каплю. Перед тем как взять другую краску, кисть промыть в воде и промакнуть о тряпочку. В данном возрасте, нам педагогам, необходимо исключить постоянный показ приемов изображения и образец воспитателя.
В средней группе продолжается обучение формообразующим движениям, но более дифференцированно (различие пропорций, величин, положения в пространстве). Развитие чувства цвета, композиции, расширение представления о цветах, величинах, геометрических формах. Появляется необходимость развития пространственных представлений у детей.
В средней группе необходимо отрабатывать ряд навыков, входящих в умении правильно и красиво закрашивать рисунки: навык сохранения направленности движений (в одном направлении, навык своевременной остановки движения, навык регуляции размаха движений.
Важное место в обучении детей старшей группы должны занимать уточнение и усложнение пространственных представлений. В основном дети должны научиться по–разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования. Овладев умением передавать строение предметов, дети получают возможность при изображении людей в движении изменять положение частей тела, туловища. От каждого ребенка требуется проявления внимания, самостоятельности, целенаправленности действий, умения довести начатое дело до конца. Перед детьми ставится задача изображения предметов более сложного контура. Для этого необходимы: различные повороты движения, изменение направления движения, большая точность перехода от движения в одном направлении к движению в другом направлении. Дети рисуют предметы более сложного строения (птицы, животные, машины, человек).
В данном возрасте необходимо уметь оценивать свою работу и работу товарища.
Впервые в старшей группе дети получают для рисования акварельные краски. В конце года можно показать детям прием рисования акварелью по сырому слою.
В подготовительной группе должно продолжаться решение тех изобразительных задач, которые были поставлены в старшей группе: передача пространственных и цветовых отношений, выражения сюжетного содержания.
Новым является освоение движений, быстро изменяющих направление на противоположное (различные вазы, фигурки животных). Продолжается обучение рисованию простым карандашом. Карандаш дается для подготовки контурного рисунка с последующим закрашиванием. Детей учат созданию красочных и черно – белых рисунков.
Во всех возрастных группах воспитателю нужно поддерживать у детей уверенность в своих силах, интерес к занятию, своевременно похвалить ребенка. И в то же время надо обращать внимание детей на небрежность в рисунке. Закончив рисовать, дети могут остаться у столов и рассмотреть рисунки.
Воспитатель должен развивать у детей интерес к результату своей работы и проводить просмотр детских работ. Детские рисунки остаются на столах или помещаются на стенд. И дети имеют возможность на некотором расстоянии увидеть то, что они нарисовали. Такая форма организации просмотра полезна тем, что дети могут одновременно видеть все работы. А в старших группах имеет место формы развернутого анализа. Все это занимает не более одной – двух минут.
Для руководства рисованием детей необходимо хорошо знать выразительные возможности карандаша и кисти и разнообразные способы действия с ним.
Карандаш Твердый При работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Слабый нажим – более светлый цвет. Сильный нажим – более интенсивный цвет.
Кисть мягкая Вторая группа раннего возраста
н. г. - 1цвет;
к. г. - 2 цвета; Рисование ею не требует сильного нажима. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе карандашом. Работа кистью позволяет получить сочную широкую линию, быстро покрывать цветом поверхности. Линия контура получается расплывчатой, недостаточно четкой.
Младшая
н. г. - 2 – 3 цвета;
к. г. - 4 – 6 цвета;
Старшая и подготовительная 5 – 6 цветов;
Гуашь Все группы Перед рисованием ее нужно развести водой. После высыхания ее можно накладывать цвет на цвет, т. к. она кроющая краска. Чтобы получить более светлый тон к краске добавляется белила.
Акварель Старшая и подготовительная группа Перед рисованием краски надо смочить. Перед тем как начать рисовать нужно попробовать цвет. Линии стоит проводить один раз. Вести кисть можно только в направлении по ворсу – иначе она лохматится, а линии получаются неровные. Мазки накладываются в одном направлении.
Фломастеры Вторая группа раннего возраста Фломастеры дают яркий сочный цвет. Рисовать им легко. Их дают малышам, т. к. слабая ручка малыша не может нажать на карандаш, чтобы получить отчетливый след. Применять их в изо деятельности старших детей нецелесообразно, т. к. они дают едкий цвет и при рисовании ими нельзя получать оттенки.
Цветные восковые мелки Старшая и подготовительная группа Мелки рисуют мягко и дают широкую линию. Не следует их сжимать пальцами и надавливать, согреваясь в руке, мелок ломается. Мелок ложиться на бумагу с просветами. Мелки сочетаются с акварелью, с гуашью – белилами.
В разных возрастных группах количество занятий и длительность идет по возрастающей.
Группа Количество занятий Длительность
Вторая группа раннего возраста В неделю одно занятие 8 – 10 мин.
Младшая группа В неделю одно занятие 15 мин.
Средняя группа В неделю одно занятие 20 мин.
Старшая группа В неделю два занятия 20 -25 мин.
Подготовительная к школе группа В неделю два занятия 30 мин.
Последовательное освоение навыков по технике рисунка в соответствии с программой изобразительных задач
Возрастная группа Освоение изображения Линии и формы, лежащие в основе изображения Технические навыки и умения, необходимые для решения изобразительных задач
2 - ая группа раннего возраста Поощрять изобразительный характер рисунка Учить проводить прямые, закругленные и зигзагообразные линии, замыкать линии в округлые и угловатые формы. Учить держать карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) правой рукой не слишком близко к отточенному концу; рисовать, не заходя за пределы листа бумаги.
Младшая группа Учить изображать предметы округлой формы, предметы, состоящие из прямых линий и их пересечений; предметы прямоуг. формы; учить передавать характерный цвет некоторых предметов, закрашивать рисунки карандашами и красками Учить замыкать линии в округлые формы; проводить прямые линии слева направо и сверху вниз, пересекать линии; рисовать прямоугольные формы. Учить правильно держать карандаш и кисть, сильно не сгибая пальцев. Учить правильному приему обмакивания кисти в краску, промывая в воде, повторному обмакиванию по мере надобности. Учить слитному, неотрывному движению при проведении линий. Отрабатывать навык правильной остановки движения в нужной точке. Отрабатывать навык сохранения направления движений по окружности, по прямой, умение произвольно изменять направление по углам. Отрабатывать различные способы движения с карандашом и кистью при закрашивании: карандаш можно вести неотрывно туда – обратно, кисть только в одну сторону, не прерывая движение на середине.
Средняя группа Закреплять умение изображать предметы различной формы, как одночастные, так и из нескольких частей, передавать расположение частей, окраску предметов. Характерные детали формы. Учить передавать в рисунке округлую, овальную, прямоугольную и треугольную формы; передавать различие между кругом и овалом, прямоугольником и квадратом, различие форм по величине и положению – вертикальному и горизонтальному. Учить рисовать прямые и дуги в различных направлениях. Учить рисовать прямые линии : вертикальные и горизонтальные при правильном положении руки с карандашом. При рисовании краской учить вести кисть по ворсу в одном направлении. Учить рисовать мелкие предметы, производя движения только с пальцами руки, и крупные. Включая движение кисть руки в предплечье. Вырабатывать умение изменять направление движения (под углом, от движения по одной дуге к движению по другой дуге)
Старшая группа Учить выделять в предмете и передавать основную форму крупных частей. Затем характерную форму путем добавления деталей, отношение частей по величине и расположению; передавать пропорции форм и строение предметов (высокий – низкий, узкий – широкий, передавать характерную форму, строение и окраску предметов после тщательного наблюдения натуры, передавать изображение живых существ в движении
Учить передавать основную форму частей предмета, уподоблять ее известными геометрическими формами розеты, многоугольника, используя их в декоративном рисовании.
Учить приемам декоративного рисования. Учить правильно держать кисть при рисовании широких и тонких линий (при рисовании широких линий кисть ведут наклонно к бумаге, всем ворсом прижимая к бумаге, при рисовании тонких линий кисть надо держать палочкой вверх и вести ее, слегка касаясь бумаги концом ворса). Формировать умение изменять направление движений (под углом, от движения по одной дуге к движению по другой дуге, от движения по прямой к движению по дуге и наоборот). Учить рисовать гуашью, акварелью, цветными карандашами, восковыми мелками. Учить использовать простой карандаш для создания подготовительного рисунка. Учить изменять силу нажима на карандаш с целью получения разных оттенков одного и того же цвета. Учить смешивать краски, чтобы получить новый цвет.
Подготовительная группа Учить передавать характерную форму строение, окраску наблюдаемых в натуре предметов и явлений, их характерные признаки, черты Учить передавать формы и линии в различном положении в пространстве и в отношении друг к другу. Учить рисованию завитков разного характера. Формировать умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Закреплять умение регулировать движения по силе, размаху, длительности, легкости, свободе. Совершенствовать умения подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат). Учить детей использовать в рисунке разные материалы (карандаш, цветные карандаши, краски (гуашь, акварель, цветные мелки.
Правила рисования карандашом
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным, не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука – внизу линии. Так вести руку нужно для того. Чтобы видеть, как рисуешь, тогда получиться прямая линия.
3. Линию нужно рисовать сразу. Не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах. Чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда – обратно.
7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.
10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо – если нужно закрасить посветлее.
Правила рисования краской.
1. Кистьнужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным, за железным накончиком, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно ку бумаге.
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда – обратно, как карандашом).
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
Ребенок должен назвать правильно, когда об этом спрашивают, объяснить, почему именно так надо действовать. И руководствоваться этим в своей деятельности.
Список использованной литературы
Казакова Т. Г. Рисуют младшие дошкольники. М., «Просвещение»,1971.
Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М. «Просвещение», 1973.
Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., «Просвещение», 1976.
Сакулина Н. П. Методика обучения рисованию и лепке в детском саду. М. ,Государственное учебно – педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953.