Ульяна Сандык
Обеспечение условий для реализации Федеральных государственных требований в рамках региональных систем образования
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с утверждением и введением в действия Федерального государственного требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ №655 от 23 ноября 2009г) изменился форма и структура образовательных программ ДОУ и форма их работы. С момента утверждения приказа Минобрнауки России прошло немало времени. В настоящее время ДОУ корректирует свои программы, дорабатывают их на предмет соответствия ФРГ. Организация образовательного процесса ДОУ направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Публикация «Обеспечение условий для реализации Федеральных государственных требований в рамках региональных систем образования» размещена в разделах
Однако, как показывает практика, все ещё испытываем трудности в ходе реализации данных требований и обновления в соответствии с ними образовательного процесса, особенно создание условий образовательного процесса, обновления материально-технической базы по современным требованиям.
На сегодняшний день оной из задач дошкольных учреждений является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо создание условий для повышения их творческих поисков. При этом особое значение имеет правильно выстроенная стратегия работы. Педколлектив нашего детского сада определил стратегию развития на ближайшие годы. Она нашла отражение в Программе проекта «Умка».
Методическим советам, администрацией дошкольного учреждения были определены задачи развития детского сада, объединенные общей целью: обновления содержания дошкольного образования и воспитания на основе реализации инновационных технологий интеграции различных видов деятельности, обеспечивающих полноценное развитие дошкольника.
Условия осуществления образовательного процесса отслеживаются и контролируются через процедуру лицензирования, а организация и содержание образования через аттестацию, и государственную аккредитацию. Чтобы придать сфере дошкольного образования динамично развивающих характер, мы делаем следующее.
- вовлекаем в процессе инновационной деятельности всех педагогов стой целью, чтобы они умели разрабатывать проект своей исследовательской деятельности.
- для этого проводились семинары с показом слайда, педсоветы в виде круглого стола-обсуждения по ФГТ у всех воспитателей имеются папки по самообразованию, глее составляются перспективный план во всем областям.
- в методическом кабинете имеется стенд по ФГТ, где размещаются статьи, материалы.
Мы распределили рабочую группу по разработке основной образовательной программы ДОУ по областям.
Проблемой было нехватка литератур и пособий, но каждый воспитатель приобретает через интернет, электронную почту литературы, пособии по новым технологиям по ФГТ. Изменены и оформлены все уголки групп (это распределение образовательных областей, режим дня и т. д.) согласно ФГТ.
Проведены родительские собрания, обсуждались самые актуальные вопросы: созданию предметно-развивающей среды это раздаточные материалы по ФГТ. Конечно, все купить невозможно, но наши родители и воспитатели решили с начало купить необходимые материалы и оборудования, а потом остальное – частично и т. д. или по усмотрению самих воспитателей. В брошюрке «Раздаточный материал по ФГТ» дополненных материалов и оборудований много, которых у нас нет ( н-р: по физической культуре – батут, «козел», полукольцо мягкое, балансир и т. д.) и в других видах деятельности много новых наименований. Хоть наше учреждение не типовое, но мы прошли перепланировку, сделаны выходные двери каждой группы, кабинет медсестры и т. д. Всегда ищем выход из положения, чтобы создать условие, учитывая сельскую местность. Наполняемость предметно – развивающей среды должна обеспечить разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса, чтоб соответствовала основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Мы стараемся обеспечить условия, необходимые для безопасностей жизнедеятельности детей и их творческих самореализаций. У нас имеются объемные крупные модули разных форм, где дети играют с большим удовольствием.
В 2009 году мы признаны победителями конкурса по целевой программе «Модернизация образования в Республике Тыва на 2009-2010 годы» и получили набор мягких модулей: «Паровозик», «Домик», разные объемные фигурки и тренажер «Козлик». Будем еще подобрать и размещать игрушки, оборудования в соответствии с современными требованиями.
В детском саду ребенок получают опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условий создания предметно-развивающей среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.
Мы выделяем микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда – это внутреннее оформление помещений.
Помещения нашего детского сада оформлены безопасно, красочно, эстетически, привлекательно и развивающее. Мебели во всех группах соответствуют росту и возрасту детей и игрушки обеспечивают максимальный развивающий эффект. Пространство в группах организовано в виде хорошо разграниченными зонами (уголки, центры, оснащены развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающие оборудования и др.) Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, таких как книжный уголок, зона настольно-печатных игр, уголок природы, спортивный уголок, игровой уголок с игрушками, строительным материалом, уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивный, изобразительной, музыкальной и др.
В групповых спальнях, комнатах созданы условия для самостоятельной, двигательной активности детей: предусмотрены площади свободную от мебели и игрушек, обеспечено и дальше будем обеспечивать детей игрушками, побуждающих к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки). Материалы и оборудования должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Предметно-развивающая среда должна быть направлена на реализацию образовательного модуля «коммуникация» и включать материалы и оборудования для совместной деятельности детей. Макросреда – это внешнее оформление учреждения. У каждой группы есть своя игровая площадка. Каждый год украшаем, стараемся обогащать в прочесе совместного творчества детей, воспитателей и родителей. В этом году получили семь предметов для игровой площадки от члена партии «Единая Россия» Алексея Пиманова.
Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для них является игра. В ФГТ содержится указания на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь назовем игру, игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую и чтение художественной литературы. В журнале «Дошкольное воспитание» №5 2010г. Дан рассказ в интервью заместителя директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Е. Л. Низиенко: «В федеральных требованиях к структуре программы дошкольного образования указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества, подчеркивая качества, а не знания, умения, навыки, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы физически развитый, любознательный и активный, эмоционально-отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту и др. Специфика дошкольного возраста таково, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность к школе. Отличие дошкольного образования от образования других степенях, в частности от общего образования, заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основной контекст развития ребенка представляет собой игра, а не учебная деятельность. Уровень развития интегративных качеств ребенка на каждом этапе его возрастного развития мы определяем по системе мониторинга. Мониторинг по физической культуре у нас проводила Монгуш Г. Б-С., интеллектуальные и личностные качества проводит психолог нашего детского сада Хунан-оол Ч. И.
Чтобы родители проявляли большой интерес к воспитанию своих детей, он должны иметь возможность приобщиться к делам детского сада, видеть результаты творчества детей и доброе отношение воспитателей. Атмосфера творчества, добра, сплоченности, инициативы положительно влияет на родителей.
Как показывает практика, некоторые родители не очень любят собрание, анкеты и опросники тоже не используются у них популярностью. Организовать что-то интересное возможно только, если удается достичь взаимного понимания, доверия, пробудить в родителях интерес к своему ребенку как личности. Мы используем различные методы и формы педагогического просвещение родителей традиционные (дни открытых дверей, родительское собрание, анкетирование) и нетрадиционные (тренинги, КВН, семейные досуги и т. д.)
Таким образом, грамотно организованное планирование с учетом запросов родителей, ресурсов ДОУ, постановка целей и задач ведет к успешной реализации воспитательно-образовательного процесса. Родители получают удовлетворение от работы ДОУ, педагогический коллектив повышает профессиональное мастерство, расширяется рамки взаимодействия ДОУ семьи. В целом повышается престиж ДОУ.
Использованная литература:
1. Ж-л «Дошкольное воспитание» №1,3,4,5,6,8,10- 2012г
2. Ж-л «Дошкольное воспитание» №9, 12-2012г
3. Программа «От рождения до школы» Москва 2010г.
4. «Основные направления модернизации современного дошкольного образования» Абакан 2007г.
5. Краткий русско0тувинский словарь. Кызыл 1994.
6. Ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2, 4, 5 – 2012г.
7. Папка по самообразованию.