Елена Щеглова
Консультация для педагогов «О профилактике жестокого обращения с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на общем трудовом собрании для сотрудников ОГБУЗ «Специализированный дом ребенка «Милосердие»
Тема: «О профилактике жестокого обращения с детьми»
В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики видов и поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Все это стимулирует вовлечение более широкого круга специалистов – психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков.
Публикация «Консультация для педагогов „О профилактике жестокого обращения с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Темочки
Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми (англ. аbuse – насилие, злоупотребление) и жестокое обращение с детьми (англ. мaltreatment – плохой, недостаточный уход). Эти термины применяются в X Международной квалификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.
В России нет единого подхода к определению понятий «насилие» и «жестокое обращение», более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы. Например, злоупотребление, принуждение, эксплуатация, синдром опасного обращения с детьми, управление и манипуляция их поведением. Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие и не считают это насилием, потому что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, то есть попадают под действие уголовного кодекса.
В самом общем виде под насилием понимают форму принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства.
Любой вид жесткого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка.
Многие годы считалось, что дети - привилегированный класс в нашем обществе. Лишь совсем недавно мы нашли в себе силы и мужество признать, что это совсем не так. Оказалось, что признать и поверить в широкое распространение проституции, наркомании, рост уголовной преступности значительно легче, чем согласиться с горьким выводом о широком распространении жестокого обращения.
Отказавшись от полного отрицания существования насилия над детьми в России, мы сделали первый важный шаг. Как показывает опыт США, Великобритании и других стран, для точной оценки распространенности жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами, для оказания помощи пострадавшим семьям необходимы специальные службы.
Конечно, жестокое обращение - это социальная проблема, но не только. Имеем ли мы права дожидаться ослабления социально-политической напряженности и экономического кризиса, наступления того момента, когда государство сможет взять на себя гарантию прав детей и создать каждому из них наиболее благоприятные условия для психического и физического развития?
Реализация прав ребенка, защиты их от любых форм насилия, счастье каждого ребенка в значительной степени зависит от нас самих, нашего отношения к ущемлению прав детей.
Признаки насилия
Что понимается под физическим и психическим насилием, а также моральной жестокостью? Как можно выявить такое неправоправное отношение к ребенку?
Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызватъ серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия.
Внешний вид ребенка и характер травм:
• множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);
• задержка физического развития (отставание в весе и росте);
• признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Психическое состояние и поведение ребенка:
. в возрасте 1, 5-3 года:
• боязнь взрослых;
• редкие проявления радости, плаксивость;
• реакция испуга на плач других детей;
•крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности;
. в возрасте 3-6 лет:
• примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
• пассивная реакция на боль;
• болезненное отношение к замечаниям, критике;
• заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
• псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
• негативизм, агрессивность;
• жестокое отношение к животным;
• лживость, воровство;
• склонность к поджогам.
Поведение взрослых:
• противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;
• несвоевременное обращение за медицинской помощью;
• инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
• обвинение в травмах самого ребенка;
•неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
• отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
• невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
• рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.)
Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности ребенка.
К этой форме насилия относятся:
• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
• оскорбление и унижение его достоинства;
• угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
• предъявление чрезмерных требований, не соответствующих, возрасту или возможностям ребенка;
• ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
• однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия.
Психическое состояние и физическое развитие ребенка:
• задержка физического и умственного развития;
• нервный тик;
• энурез;
• печальный вид;
• различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
Поведение ребенка:
• беспокойство или тревожность;
• нарушение сна;
• длительно сохраняющееся подавленное состояние;
• агрессивность;
• склонность к уединению;
• чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
• угрозы или попытки самоубийства;
• неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
• плохое усвоение программного материала;
• низкая самооценка;
• нарушение аппетита.
Поведение взрослых:
• нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
• оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
• постоянное чрезмерно критичное отношение к нему;
• негативная характеристика ребенка;
• отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;
• перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
• открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Причины неудовлетворения основных потребностей ребенка:
• отсутствие адекватного его возрасту и потребностям питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения со стороны взрослого;
• отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
• нанесение ему телесных повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков.
Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным: вследствие болезни, бедности, неопытности, невежества родителей или стихийных бедствий и социальных потрясений.
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка - признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
• утомленный, сонный вид, опухшие веки;
• санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
• низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);
• задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
• задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;
• мастурбация;
• частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;
• многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;
• повторные случайные травмы или отравления;
• постоянный голод и (или) жажда;
• кража пищи;
•стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;
• требование ласки и внимания;
• подавленное настроение, апатия;
• агрессивность и импульсивность;
• деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
• неумение общаться с людьми, дружить;
• неразборчивое дружелюбие;
• регрессивное поведение;
• трудности в обучении, усвоении программного материала, недостаток знаний;
• низкая самооценка.
Действия сотрудников учреждений при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком.
1. В течение 1 часа с момента выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетним педагогический работник сообщает руководителю учреждения и социальному педагогу о выявленном случае.
2. В течение 1 часа с момента получения информации о выявлении признаков жестокого обращения с несовершеннолетним руководитель учреждения организует проведение медицинской оценки состояния ребенка, подвергшегося жестокому обращению, зафиксировав данные в медицинской справке.
3. В течение 1 часа с момента фиксирования факта жестокого обращения руководитель учреждения сообщает по телефону, затем в течение дня направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в территориальный орган внутренних дел, органы опеки и попечительства.
4. В течение 1 дня со дня выявления факта жестокого обращения социальный педагог проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляет акт обследования.
5. В случае если на момент факта жестокого обращения несовершеннолетний находился на внутриведомственном учете в «группе риска», руководитель образовательного учреждения инициирует внесение дополнительных мероприятий в индивидуальную программу сопровождения семьи, включив мероприятия по оказанию помощи несовершеннолетнему, подвергшемуся жестокому обращению и его семье.
Оставление ребенка в опасности – заведомое оставление без помощи ребенка, находящегося в состоянии, опасном для жизни или здоровья.
Рекомендации по определению признаков оставления ребенка в опасности.
• Ребенок нуждается в неотложной медицинской помощи (имеет повреждения или обострение заболевания, или находится в состоянии истощения и т. д)
• Ребенок до 3 лет находится без надлежащего ухода, что угрожает его физическому здоровью.
• Ребенок в течение длительного времени находится дома без надзора взрослых.
• Ребенок остается голодным в течение длительного времени.
• Ребенок находится на улице без взрослых в условиях опасных для его жизни и здоровья или с угрозой высокого риска несчастного случая.
• Ребенок, имеющий серьезные соматические или психические расстройства и нуждающийся в получении медицинской помощи, не получает ее, что может в ближайшее время привести к нарушению физического или психического здоровья.
Незамедлительные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего при оставлении в опасности.
В зависимости от степени угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего необходимо:
• Исключить факторы опасности для жизни и здоровья ребенка.
• Обеспечить безопасное пребывание несовершеннолетнего.
• При необходимости принять незамедлительные меры по оказанию медицинской или иной помощи, которая необходима несовершеннолетнему.
• Сообщить о факте оставления ребенка в территориальный орган МВД России.
• Принять меры по установлению родителей (законных представителей) несовершеннолетнего либо установлению места их нахождения.