Вера Батакина
Формы работы ДОУ по профилактике безнадзорности и жестокого обращения с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Тема профилактики безнадзорности и жестокого обращения с детьми достаточно актуальна, вследствие того, что насилие в отношении детей, а также пренебрежение их основными потребностями нарушают социализацию ребенка, оказывают негативное влияние на его психическое развитие, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Публикация «Формы работы ДОУ по профилактике безнадзорности и жестокого обращения с детьми» размещена в разделах
В нашем ДОУ целью работы по профилактике безнадзорности и жестокого обращения с детьми является создание условий для реализации прав ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения. Задачи, которые ставятся в этой работе перед нашим дошкольным учреждением: создание инфраструктуры по выявлению, учету и сопровождению детей группы риска; вовлечение и активное взаимодействие всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов) в деятельность по предотвращению жестокого обращения; повышение уровня педагогической компетентности педагогов и и родителей, формирование культуры ненасильственного, толерантного отношения в семье и обществе, повышение ответственности педагогов и родителей за противоправные действия, направленные против детей; разработка и внедрение эффективных технологий и методик работы с семьей по предотвращению жестокого обращения с детьми.
Работа по профилактике в ДОУ ведется по трем основным направлениям: работа с родителями, работа с педагогами и работа с детьми.
1. Работа с родителями детей, посещающих детский сад (организуется старшим воспитателем, педагогом-психологом и воспитателями).
Формы работы с родителями:
Анкетирование родителей (диагностика детско-родительских отношений в семье, диагностика стилей воспитания и др.)
Консультации на родительских собраниях и в родительских уголках (печатный вариант) на темы: «Жестокое обращение с детьми. Что это такое?», «Как уберечь ребенка от опасности», «Конфликты семейного воспитания», «Как защитить права ребенка» (консультация с элементами дискуссии, «Насилие в семье и его последствия», «Заповеди мудрого родителя» и др.
Работа Совета профилактики ДОУ с семьями детей, имеющих проблемы в поведении и семьями, состоящими на учете в КДН (своевременное выявление таких семей и их психолого-педагогическое сопровождение).
Проведение досуговых мероприятий с участием родителей, направленных на создание эмоционального комфорта и сплочение семьи.
Фотовыставки различной тематики («Город! Мы растем вместе с тобой», «Счастливая семья», «Наш выходной день» и др.) и выставки прикладного творчества (совместные поделки детей и родителей)
Заполнение социальных паспортов группы (ежегодный мониторинг).
Наблюдение воспитателями за общением родителей с детьми (как они приводят детей утром, как встречаются с ними вечером, какие вопросы задают дети, какова реакция родителей на шалости и капризы ребенка).
Индивидуальные беседы с родителями (проводятся воспитателями или педагогом-психологом по мере необходимости).
2. Работа с педагогами (организуется старшим воспитателем, педагогом-психологом и другими специалистами).
Формы работы с педагогами:
Консультации на педагогических часах на темы: «Признаки жестокого обращения с детьми», «Как вести себя в случае раскрытия насилия в семье», «Как стать для детей другом» и др.
Анкетирование педагогов.
Рекомендации для педагогов по ненасильственному взаимодействию с детьми в ДОУ.
Подбор литературы для самообразования педагогов по теме жестокого обращения с детьми, детско-родительским отношениям и др.
3. Работа с детьми, посещающими детский сад (организуется воспитателями групп, педагогом-психологом и др. специалистами).
Формы работы с детьми:
Проведение занятий, бесед, игр, рисования на темы : «Мой дом, моя семья», «Во что я люблю играть дома», «Портрет моего папы (мамы)», «Выходной день в моей семье», «В гостях у бабушки», «Семейные традиции» и д.
Циклы занятий «Я – гражданин», «Изучаем свои права» (проводятся воспитателями).
Занятия с педагогом-психологом по социально-психологической адаптации с целью формирования норм нравственного поведения.
Помощь детям, пережившим жестокое обращение в семье и детям, имеющим нарушения в поведении (беседы, индивидуальные занятия, направленные на коррекцию агрессивного поведения, замкнутости, застенчивости, гиперактивности, преодолению страхов и др.).
Таким образом, чтобы работа по профилактике безнадзорности и жестокого обращения с детьми в детском саду была эффективной, необходимо взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в ДОУ, а также своевременное реагирование на проблемы, возникающие в детско-родительских отношениях и отношениях педагогов с детьми.
Литература:
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. – М. : Аргуметы и факты, 1993.
2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. – М. : Просвещение, 1988.
3. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей: учебное пособие. – М., 2007.