Приложение МААМ

Доклад на тему «Использование здоровьесберегающих технологий для формирования речевых навыков у детей с нарушением речи».

Елена Солодова
Доклад на тему «Использование здоровьесберегающих технологий для формирования речевых навыков у детей с нарушением речи».
▼ Скачать + Заказать документы

Использование здоровьесберегающих технологий для формирования речевых навыков у детей с нарушением речи.

Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.

Публикация «Доклад на тему „Использование здоровьесберегающих технологий для формирования речевых навыков у детей с нарушением речи“,» размещена в разделах

Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. В моей работе воспитателя в логопедической группе, важным является сохранение и укрепление здоровья, особенно для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания, поэтому, в своей педагогической деятельности использую здоровьесберегающие технологии и контроль за состоянием здоровья детей – основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ.

Что же такое «здоровьесберегающая технология»? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

К основным показателям здоровья детей относятся :

- уровень физического и нервно – психологического развития детей;

- степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям;

- состояние основных функций организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, отклонений в раннем периоде развития (в течении беременности и родов, в период новорожденности).

К сожалению, в воспитательной - образовательной практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, памяти, внимания, а зачастую и мышления, отставание в развитие двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук.

Перечисленные выше психические особенности детей привели меня к убеждению, что плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, что предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.

Дети - это наша гордость, в каждом ребёнке всё нам мило и дорого. А все ли мы сделали для сбережения здоровья и развития наших детей? Задала я себе этот вопрос и глубоко задумалась над этой проблемой.

Решению этой задачи поможет использование комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.

Ожидаемый результат моей работы – сохранение и укрепление физического и нервно – психического развития детей, что и позволит повысить эффективность коррекционной работы по преодолению речевого дефекта.

На сегодняшний день ведущими логопедами, психологами, педагогами и работниками медицинской сферы, таких как И. Г. Выготская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская, Т. Б. Филичева было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые я, как воспитатель логопедической группы, используя в своей работе с детьми, пришла к выводу, что основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса.

Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, мною разработан соответствующий режим дня. Воспитательная - образовательная деятельность в детском саду проводятся в режиме смены динамичных поз, для чего используются мольберты, массажные коврики, разноуровневое пространство в помещениях (подиумы, кубы). Ребенок может сидеть, стоять, тем самым сохраняется его телесная вертикаль. Использование этого метода позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени непосредственной - образовательной деятельности.

Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Последовательность включения таких технологий в коррекционной деятельности может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы.

Некоторые здоровьесберегающие технологии направлены на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения, а такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют не только формированию мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.

Использование оздоровительных пауз можно включать и в свободную деятельность детей.

Постепенно используя различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, я стараюсь создать необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую эффективно использовать время. Эти элементы можно повторять или чередовать.

Все виды самомассажа, гимнастику для глаз, упражнения на развитие дыхания нужно применять параллельно с другими элементами здоровьесберегающих технологий, руководствуясь методикой, соответствующей существующим научно обоснованным системам.

Образовательная деятельность не требуют специально подготовленных пособий. Игрушки можно заменить иллюстрациями из книги, оздоровительную паузу проводить совсем без наглядного материала, включая воображение ребенка (например, упражнения психогимнастики).

Коррекция особенностей моторного развития проводится на групповых, так и на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статистической выносливости, запоминании серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Чем выше двигательная активность, тем интенсивней развивается его речь, а наличие рифмы влияет на слуховое восприятие. Движения становятся более плавными, выразительными и ритмичными.

Например, для веселой зарядки можно использовать стихи

Е. Григорьевой и В. Ланцети.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег –

Хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам –

Снега хватит нам и вам.

Мы теперь метатели –

Бьем по неприятелю!

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок!

Подвижная игра – это любимый вид деятельности дошкольников, она отличается выраженным эмоциональным характером и является лучшим средством гиподинамии.

На этапе автоматизации звуков в слогах детям можно предложить повторить не только слоговой ряд, но и определенные движения кистями рук по заданному образцу (игра «Повтори – не ошибись»). Ребенок держит перед собой ладони тыльной стороной. Воспитатель прикасается то одной, то двумя ладонями к его ладоням, произнося закрепляемый слог.

На этапе автоматизации звука в словах можно использовать игру «Покажи и назови». Воспитатель объясняет правила игры: дети должны показать ту часть тела, название которой услышат. Затем предлагаем детям запомнить последовательность слов, правильно ее воспроизвести, показав и назвав нужную часть тела и лица: лоб – локоть – ладонь и т. п. Такая игра воспитывает внимание и быстроту реакции.

При знакомстве детей с гласными звуками [а], [у], [и] и буквами А, У, И можно предложить такую игру. При произнесении воспитателем звука [а] дети должны поднять руки над головой и показать беззвучную артикуляцию этого звука; звук [и] – выполнить наклоны головы в стороны и улыбнуться; звука [у] – вытянуть губы вперед в сторону указательного пальца правой руки. Эта же игра используется при определении гласного звука в середине слова. Данная игра в комплексе охватывает различные группы мышц, что ускоряет освоение понимания гласных звуков.

Для развития слухового восприятия используется игра «Узнай по голосу». Дети становятся в круг. В середину его встает водящий с завязанными глазами. Дети идут по кругу вслед за воспитателем, повторяя его движения, затем останавливаются.

Воспитатель:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай:

Кто тебя позвал, узнай!

Водящий по голосу должен узнать, кто к нему обратился.

В логопедической группе особое внимание уделяется упражнениям по развитию мелкой моторики пальцев рук. Так, разжимая и сжимая ладони и захватывая поочередно разными пальцами, дети развивают двигательные способности. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями в сопровождении «игрой на пианино», что приводит к усвоению навыков звукопроизношения в слогах.

Упражнения на переключение движений рук закрепляют у детей правильность произношения звуков [л], [л’] (например, кулаки – ладони или кулак – кольцо – ладони).

В структуру воспитательной – образовательной деятельности следует включать и задания по формированию графических навыков, связанные с темой занятия: различные виды штриховки, рисование по клеточкам, раскрашивание и др., закрепляя правильность произношения звука в стечении согласных звуков, правильность употребления окончания при согласовании существительных с числительными (например, «клубочки» по цепочке: один клубок, два клубка).

Особое место в режиме дня занимает гимнастика для глаз, способствующая снятию их статического напряжения, улучшению кровообращения. Например, упражнение «Пчелка».

Пчелка с цветком в прятки играла,

Пчелка-летунья цветочки считала:

Синенький – раз,

Красненький – два,

Со скольких цветков я нектар собрала?

(Ответы детей.)

Так же особое внимание уделяем психотерапевтическому воздействию. Наблюдая за детьми в процессе деятельности я выявила, что большое количество детей испытывают мышечное напряжение. Эти наблюдения привели меня к использованию специальных расслабляющий упражнений, рекомендованные многими авторами описанных в специальной литературе (И. Г. Выготская, Н. В. Берковская и др.). Например, упражнения для расслабления мышц рук, шеи и т. д.

Таким образом, упражнения по релаксации помогают создать спокойное настроение, радостную и свободную обстановку на занятиях.

Немаловажное значение в работе по сохранению здоровья детей имеет тесный контакт воспитателей логопедической группы с родителями. Помощь будет эффективна, когда к речи и поведению детей родители и воспитатели предъявляют единые требования. Именно родителей нужно сделать активными участниками педагогического процесса. Однако в процессе общения с семьей довольно часто выясняется, как мало они уделяют внимания преодолению речевого нарушения у своих детей, не замечают в их речи недостатков, не помогают им усваивать правильную речь. А ведь как важно следить за речью ребенка, закреплять достигнутое в детском саду. Моя задача, как воспитателя логопедической группы показать им, как можно учиться играя. Присутствие родителей во время образовательной и свободной деятельности детей благотворно влияет на детско – родительские отношения.

Работая на группе компенсирующей направленности всего один год, я постаралась создать необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать здоровьесберегающие технологии более эффективно, для повышения коррекционной работы по преодолению речевого дефекта.

Результативностью работы по оздоровлению дошкольников на конец учебного года считаю, что используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии позволили :

- повысить сопротивляемость организма у детей, значительно уменьшить число часто болеющих детей;

- значительно повысить речевую активность и повысить динамику в работе по исправлению речевого дефекта;

- включить больший процент родителей в единый воспитательный – образовательный процесс, что значительно повысило его эффективность.

Таких образом, в результате систематической тщательно спланированной работы по сохранению и укреплению здоровья детей с нарушениями речи напрямую зависит от создания условий для оптимального физического и нервно – психологического развития, что прослеживается в данных диагностики за 2012-1013 год.

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Сентябрь 2012г. 8% 62% 40%

Апрель 2013 г. 19% 67% 14%

По данным обследования можно наблюдать снижение низкого уровня заболеваемости детей на 26%, а так же увеличение высокого уровня на 11 %.

Надеюсь, что мой опыт поможет коллегам-практикам в формировании понимания у дошкольников здорового образа жизни, позволит и детям и взрослым не только корректировать речевые, но и личности детей в целом.

Используемая литература :

1. Белякова Л. Н., Засорина Л. Н. Макарова Н. Ш. Учит ребенка говорить: здоровосъберегающие технологии. М., 2009.

2. Выготская И. Г., Берковская Н. В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материал для подготовки к обучению грамоте детей 5 – 7 лет. М., 1999.

3. Выготская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Книга для логопеда. М., 1993.

4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитатние и обучение. М., 1999.

5. Журнал «Логопед в детском саду» №2/2011 г., №5/2010 г., №8/2010 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дорожно-методическое объединениеДорожно-методическое объединение На базе нашего дошкольного учреждения прошел семинар «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе.

Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологийСохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИОдна из целей моей работы является: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на тему «Использование здоровьесберегающих технологий для формирования речевых навыков у детей с нарушением речи».
Опубликовано: 4 мая 2013 в 21:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад на тему «Использование здоровьесберегающих технологий для формирования речевых навыков у детей с нарушением речи».» (включая файлы) размещена пользователем Елена Солодова (УИ 101452) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД