Екатерина Токарева
Использование сказок, мультфильмов для изучения правил безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему «Использование сказок, мультфильмов для изучения правил безопасности»
Токаревой Екатерины Евгеньевны
В наше время происходит множество негативных социальных явлений, стихийные бедствия и прочие ситуации, поэтому очень важно дать детям необходимые знания по ОБЖ. Знания должны даваться поэтапно и соответственно начинать знакомить с элементарными основами безопасности необходимо начинать уже с дошкольного возраста.
Публикация «Использование сказок, мультфильмов для изучения правил безопасности» размещена в разделах
Все чаще мы задаемся вопросом о том, как уберечь детей от опасности? Как научить разбираться в многообразие жизненных ситуаций, где возникает необходимость принятия решения. Дети мыслят образами, поэтому усвоить знания им проще с помощью сказок, игр, мультфильмов.
Использование несложных примеров из сказок, в отличии от запоминания «готовых» правил поведения, отображённых на картинках – это метод приобретения ребёнком знаний на основе тематически направленной беседы.
В беседах информационное поле поиска существенно расширяется, и регламентация познавательных действий детей зависит от воспитателя, произвольно акцентирующего внимание своих маленьких собеседников на тех или иных моментах обсуждаемого материала.
Прежде чем читать сказку, я чётко представляю, в каких местах сказки надо будет остановится, чтобы провести беседу с детьми. Есть множество сказок, сюжеты которых предоставляют благодатную почву для организации бесед по вопросам безопасности детей.
Так в сказке «Кот, петух и лиса» я делаю акцент на том, как лиса обманывала петушка и как в этой сложной ситуации повё л себя петушок:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку.
Петушок выглянул, а она его – цап-царап – схватила и понесла. Петушок напугался, закричал: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!»
«Почему котику удалось спасти петушка?» - спрашиваю я детей. Воспитатель должен убедится, что дети поняли: если ты попал в беду, надо громко кричать и звать на помощь.
Почему нельзя открывать дверь знакомым людям? Ответом на этот вопрос может послужить сказка «Волк и семеро козлят». При чтении этой сказки особое внимание ребёнка следует привлечь к тому, какие хитрости придумывал волк, чтобы попасть в дом к козлятам (вол выучил слова песенки мамы-козы и перековал себе голос). Воспитателю следует побуждать детей мыслить и рассуждать. Задавать ему вопросы: «Как ты думаешь, почему случилась беда?», «Что надо сделать, чтобы этой беды не случилось? Почему ты так решил?».
Наконец, ещё один эффективный приём – самим придумывать сказки на тему безопасности.
Просмотр мультфильмов на тему безопасности – это не развлечение, а обучение, требующее соблюдения ряда условий. Продолжительность занятия с детьми по безопасности не должна превышать 10-15 минут в день. Из общей продолжительности занятия необходимо предусмотреть время и на просмотр мультфильма, и для проведения беседы.
Вначале я просматриваю мультфильм, чтобы составить вопросы для обсуждения нужных моментов фильма. Необходимо учить отличать правильные поступки от опасных и неправильных, оценивать ситуации, думать и рассуждать. После просмотра фильма я задаю, например, такие вопросы: «Как вы думаете, почему возникла опасная ситуация?», «К чему может привести эта опасная ситуация?», «Как надо было поступить, чтобы этого не произошло?», «Что надо делать, чтобы такая опасная ситуация больше не повторилась?». В зависимости от ответов детей я задаю новые вопросы. Если дети затрудняются с ответом, я повторно показываю отдельные фрагменты фильма и подсказываю правильный ответ. Необходимо побуждать детей не только пересказывать содержание мультфильма, но и рассуждать о том. Что хорошо, а чего стоит опасаться, что можно делать, а что надо обойти стороной.
В интернете можно найти множество современных мультипликационных фильмов на тему безопасности для детей младшего возраста. Например, мультфильм «Уроки тётушки Совы – Уроки осторожности», мультсериал «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Фиксики».
Изучение правил безопасности может с использованием ролевых игр и игровых ситуаций. Например, «Если потерялся в магазине», «Если потерялся на улице» и так далее.
Также есть много мультфильмов, сказок не только по изучению правил безопасности, но и по проблемам развития самостоятельности и формирования навыков самообслуживания. Например, мультсериалы : «Малышарики. Кроватка» (как правильно заправлять кроватки, а также о том, какие домашние обязанности существуют у детей, «Приключения Лунтика и его друзей. Уборка» (о том, как хорошая уборка может помочь найти пропавшую игрушку, «Ми-ми-мишки. Зубная фея» (как Кеша не любил чистить зубы, но попав в Зубное царство и зубная щётка, подаренная королём Белозубом, изменили его мнение); сказка «Мойдодыр» о мальчике, который не любим умываться; сказка «Федорино горе» о неаккуратной и ленивой бабушке Федоре.
Обобщая сказанное, нужно отметить, что разрешение проблемы безопасности и других проблем требует скоординированных действий педагогов. Мы должны выработать привычку в соблюдении правил безопасности, сформировать опыт безопасного поведения, который позволит им предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости –действовать!