Екатерина Завадская
Доклад на методическом объединении «Использование игр и упражнений с мячом в развитии речи детей»
▼ Скачать +Заказ
«Использование игр и упражнений с мячом в развитии речи детей дошкольного возраста»
(подготовительная к школе логопедическая группа)
Подготовила
воспитатель Завадская Е. В
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду вот уже третий год работает логопедическая группа для детей с нарушением речи. И мы, воспитатели, помимо общеобразовательных задач выполняем ряд коррекционных, которые направлены на устранение в сенсорной, интеллектуальной и волевой сферах недостатков, обусловленных особенностями речевого дефекта.
Публикация «Доклад на методическом объединении „Использование игр и упражнений с мячом в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Мяч, мячик
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Коррекционные задач, стоящие перед воспитателями логопедической группы:
-постоянное совершенствование артикуляции
-совершенствование тонкой и общей моторики
-закрепление произношений, поставленных логопедом звуков
-целенаправленная активизация обработанной лексики
-упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий
-развитие внимания, памяти, логического мышления
-формирование связной речи
-закрепление звуко – буквенного анализа
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. Все дети с удовольствием играют. Одной из самых первых игрушек, с которой начинает знакомится ребенок, не считая погремушек, является мяч. Мяч стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему – то отдают ему только спортивную роль, но эта игрушка развивает не только ловкость, координацию движений, мяч является средством общения, учит мыслить, развивать наблюдательность, внимание и т. д.
Мячи бывают разного размера, цвета, разной структуры и от этого зависит и их значение.
Работая в логопедической группе, мы используем мяч как коррекционный инструмент.
Все игры и упражнения с мячом направлены
-на развитие правильного дыхания
-на развитие общей и мелкой моторики
-развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
-обобщение и расширение словарного запаса
-развитие грамматического строя речи
В играх с мячом организацию детей можно построить разнообразно: они могут сидеть на стульчиках, вставать в кружок, в линейку, имеют возможность постоять, подвигаться, попрыгать. Данная особенность игр позволяет не только сменить пассивность на активность, но и стимулирует рост познавательной активности.
В каждом направлении коррекционной работы мы часто используем мяч.
1. Дыхательная гимнастика – это важный момент в формировании правильного дыхания, для воссоздания правильного звукопроизношения.
Игры: футбол, волейбол, упражнения с мячом попрыгунчиком. Данные упражнения не только работают на дыхание, но и выправляют осанку детей.
Игра «Кто громче? Кто тише?» направлена на развитие речевого дыхания и совершенствование умения изменять силу голоса.
2. Пальчиковая гимнастика – это массаж ладошек и пальчиков. Очень полезен и в таких играх важную роль играет массажный мячик. Кроме своих стандартных функций игрового предмета, мячик массирует кончики пальцев, развивает тактильные ощущения, стимулирует мелкую моторику.
3. Мы используем мяч и в играх на развитие речевого слуха.
«Горячий – холодный», «Съедобное – несъедобное» - данные игры не только развиваю речевой слух, но и развивают внимание.
«Слушай и выполняй» Задания в данной игре можно варьировать: можно увеличивать расстояние между говорящим и слушающим, менять силу голоса. Так же игра развивает ориентирование в пространстве.
4. Игры с мячом, направленные на развитие восприятия звуков речи (фонематическое восприятие). Давайте поиграем.
Игра: «Бросай мяч высоко». Вам следует быть внимательными. Когда вы услышите в произнесенном потоке звуков, звук Л, вы подбрасываете мяч вверх.
Игра «Мяч бросай – слово быстрее называй». Данная игра направлена не только на развитие фонематического восприятия, но и способствует умению подбирать слова на заданный взрослым звук, активизацию словарного запаса.
5. Так же мяч помогает детям с нарушением речи разучивать небольшие стихи, стихи – диалоги. Данный игровой момент, во – первых, отвлекает внимание ребенка от речевого дефекта; во – вторых, координирует слуховой и двигательный навык и в – третьих, раскрепощает его.
6. Игры, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи
«Сосчитай до пяти», «Один – много», «Назови ласково», «Закончи предложение». В данных играх мы можем и подбрасывать мяч и отстукивать им по полу, по стулу, и катать, и перебрасывать друг другу.
Таким образом, мяч в коррекционных занятиях с детьми с речевыми нарушениями помогает нам эмоционально и непринужденно усваивать речевой материал. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание. Игры с мячом развивают мышечную силу, глазомер, точность движения, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, способствуют развитию межполушарного взаимодействия. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Игры с мячом способствуют развитию мелкой и общей моторики, тем самым подготавливают руку ребенка к письму.