Ряскова Татьяна Вячеславна
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Дмитриевская СОШ» (дошкольные группы)
Доклад
«Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»
на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»
Воспитатель :
Ряскова Т. В.
2022г.
Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям — отцу, маме, бабушке, дедушке. Дом, в котором он растет, двор, где он не раз гулял, и даже вид из окна квартиры, детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа — все это Родина. Ежедневно маленький человек совершает массу открытий. И хотя многие его впечатления им еще не осознанны, все начинается в первую очередь с восхищения тем, что видит перед собой ребенок.
Патриотическое воспитание нынешнего поколения становится одной из актуальнейших проблема в наше время. Вместе с тем она приобретает как новые характеристики, так и новые подходы к ее решению т. к. именно патриотическое воспитание является составной частью целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.
Понятия «патриотизм», «патриот» раскрыты в трудах знаменитых русских ученых, писателей, педагогов. С. И. Ожегов определял патриотизм, как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». А. Н. Толстой утверждал, что «патриот - это человек, служащий Родине, а Родина - это, прежде всего народ».
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств личности. Патриотизм раскрывается лишь в практическом поведении, в жизни, в поступках, в деятельности человека. Это не слепая вера в символы, а практическое действие ради реальных ценностей.
Результаты исследований ученых, практиков (Н. В. Алешина, Н. Ф. Виноградова, Л. Н. Воронецкая, А. Д. Жариков, Р. И. Жуковская, Е. А. Казаева, С. А. Козлова, Л. В. Кокуева, Н. Г. Комратова, Е. И. Корнеева, Л. В. Любимова, Л. Е. Никонова, М. Ю. Новицкая, Э. К. Суслова, Л. В. Филатова, Н. Ю. Ясева и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования.
За последнее время всё больше и больше распространяется взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает и воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет область «физическая культура». Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Цель воспитания патриотизма у детей — это формирования у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, создают благоприятные условия для формирования у детей мотива («хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким»). Формирование у дошкольников нравственных чувств – таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным воспитанием в духе патриотизма.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотических чувств через двигательную среду ребенка мы поставили перед собой следующие задачи:
• формировать положительное отношение к воинам Российской Армии, чувство гордости за российских солдат;
• содействовать осознанию воспитанниками общественного долга, развитию дисциплинированности;
• способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Для этого необходимо: создать условия для выполнения физических упражнений, направленные на преодоление трудностей физического характера. Развить у детей терпение и выносливость.
• Обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка. Помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни
• Создать условия для проявления положительных эмоций и интереса к физкультуре.
Организацию детей во всех формах работы по физическому воспитанию обеспечивают строевые упражнения, которые являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; содействуют воспитанию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины.
В решении задач, физическая культура может внести свой вклад, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием патриотизма и чувства гордости за свою страну, край. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов.
Также наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы.
Таким образом, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечит формирование патриотических чувств у воспитанников.
Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.
Необходимо помнить, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.
В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.
Литература:
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : методическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2004.
3. Алябьева Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
4. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. – 2005. №1;
5. Антонов Ю. Е. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду. – М. ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя) (5);
6. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/под редакцией Кондрыкинской. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
7. Ершова З. А., Краскина Н. А. «Никто не забыт, ничто не забыто».
8. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М. : ГНОМ и Д, 2008.
9. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина : практическое пособие для работников ДОУ. – М. : Аркти, 2005.
10. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.
11. Конкевич С. В. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Демонстрационный материал. Детство-Пресс, 2012 г.
12. Короткова Н. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5.
13. Леонтьева Т. Н. Физическая культура и спорт как инструмент патриотического воспитания // Дополнительное образование и воспитание. 2014. № 1. С. 36-39.
14. Шаламова Е. И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. / Е. И. Шаламова. Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33.