Получи документы

Доклад «Формирование творческих способностей детей»

Екатерина Деженина
Доклад «Формирование творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы

«Творчество,- пишет В. В. Давыдов, - является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».

Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.

Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности самих людей. Всестороннее развитие способностей, открывает каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности.

Публикация «Доклад „Формирование творческих способностей детей“» размещена в разделах

Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка.

Творческая деятельность, имеет большое значение в жизни человека, тем более она имеет большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знания и отношения ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.

Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств, в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Дети с нарушениями слуха имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство. Большинство воспитателей нашего детского сада, и я в том числе, занимаемся с детьми декоративно- прикладным творчеством. Занятия прикладным творчеством направлены на эстетическое развитие детей с ОВЗ. Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.

Материал для занятий и для работы вне занятий подбирается с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для развития творческих способностей используются разные техники: традиционные (аппликация, лепка, рукоделие) и нетрадиционные (рисование пластилином, свечой, восковыми мелками и утюгом; витраж, коллаж с применением стружки, соломы, крупы, семян, пуговиц, скорлупы;декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т. д, экспериментирование с различными художественными материалами, дидактические игры, силуэтное и объемное моделирование, упражнения для составления орнамента, прорисовки элементов росписей. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов детей с ОВЗ, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.

Многогранная деятельность детей на занятиях прикладным творчеством создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.

Главная цель педагога:

-формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

Задачи, способствующие достижению цели :

- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности;

- формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;

- совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

- стимулирование интереса к прикладному творчеству;

- воспитание нравственных качеств личности детей.

Осуществляя педагогическую деятельность, я применяю особые ---методы художественно - эстетического воспитания:

- метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

- метод диалогичности (позволяет детям общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);

- метод сравнений (для активизации мышления);

- метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);

- метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

- метод привлечения жизненного опыта детей;

- метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность детей, помогает найти верное решение из возможных);

- визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

- словесный метод;

- наглядный метод.

Формы работы :

- индивидуально практическая деятельность на занятиях;

- коллективно - творческая деятельность детей с ОВЗ на групповых занятиях;

- проведение тематических, конкурсных мероприятий;

- кружковая деятельность.

В нашем детском саду:стало доброй традицией проводить творческие выставки детских работ: «Осенние фантазии», «Здравствуй зимушка-зима», «Вмето ёлки-букет», «День защитника Отечества», «С праздником весны!», «Здравствуй, лето красное!» и др.

Особый интерес у детей вызывает рисование пластилином. Рисование пластилином — все чаще встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”. К данной технике наиболее часто возвращаются дети при выполнении таких работ, как «Сказочные персонажи», «Цветы», «Птицы», «Парусники».Наша группа разработала парциальную программу для детей с ОВЗ (по слуху) на учебный год: «Волшебный пластилин».

Итак: развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ, имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.

Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества : уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.

Публикации по теме:

Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности "Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности" 1слайд Среди самых интересных.

Игры по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детейИгры по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детей Развитие познавательных и творческих способностей имеет особое значение для всестороннего развития ребенка. Важно не только, каким и знаниями.

Обобщение педагогического опыта «Формирование творческих способностей обучающихся на занятиях модульным оригами» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района.

Педагогический проект «Формирование конструктивно-творческих способностей у детей» Педагогический проект «Формирование конструктивно-творческих способностей у детей»Подготовила: Ткаченко Елена Феликсовна, МДОУ «ЦРР – детский.

Педагогический проект «Формирование конструктивно-творческих способностей у детей» Актуальность темы Эффективность обучения и воспитания дошкольников зависит от того, насколько правильно использовать детскую деятельность.

Развитие художественно-творческих способностей у детей. Рекомендации родителям Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только.

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ Творчество играет огромную роль в жизни человека, а тем более для детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям легче выразить.

Развитие творческих способностей у детей с синдромом Дауна У детей с синдромом Дауна проявления нарушений интеллекта значительно варьируются. Все зависит от индивидуальных особенностей, врожденных.

Эффективные практики внедрения ФГОС до: Формирование интеллектуально-творческих способностей в совместной деятельности Сообщение и презентация из опыта работы «Формирование интеллектуально-творческих способностей в совместной деятельности педагога с детьми».

Творческий проект «Формирование художественно-творческих способностей детей в изготовлении снеговиков своими руками» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Алёнушка» города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Формирование творческих способностей детей»
Опубликовано: 29 мая 2018 в 09:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Формирование творческих способностей детей»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Деженина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД