Лучший педагог года

Формирование нравственных качеств у дошкольников с ТНР посредством сказок

Полина Мухамедьярова
Формирование нравственных качеств у дошкольников с ТНР посредством сказок
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование нравственных качеств у дошкольников с ТНР по средствам сказок

Нравственность – это система внутренних правил человека, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. Нравственные качества усваиваются и закрепляются в самом раннем возрасте, они служат опорой для поведения человека, формирования его ценностей и взглядов на мир. Именно в дошкольном возрасте начинается усвоение нравственных качеств, так, например, B. C. Мухина и Г. М. Лямина отмечают определё нную последовательность в их усвоении: от осознания бытовых правил в младшем дошкольном возрасте к правилам взаимоотношений, которые усваиваются в 5-7 лет.

Публикация «Формирование нравственных качеств у дошкольников с ТНР посредством сказок» размещена в разделах

Особый интерес представляет изучение нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, так как из-за специфики своего психического развития они имеют трудности усвоения правил поведения и этикета, определения своего мировоззрения или личностных ориентиров. У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) также наблюдаются проблемы в формировании нравственных качеств. Данная категории детей в настоящее время мало изучена, с точки зрения нравственности, и поэтому тема это доклада является актуальной.

Нравственность – это неотделимая сторона личности, которая обеспечивает добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Она проявляется в отношении к Родине, коллективу и отдельным людям, к самому себе, обществу, труду и его результатам.

В жизни ребенка на самых ранних этапах его жизни начинается нравственное развитие. Первые слова матери, общение с родными, первые познания окружающего мира, то есть все, что ребенок видит, слышит, чувствует – все это и является предпосылками формирования в нем нравственного развития. Уже в младенческом возрасте условиями нравственного развития ребенка будут являться: стремление к общению с взрослыми и их внимание, установление контакта с ними, совместная деятельность ребенка и взрослых, доброжелательность. Поведение родителей будет находить свое полное отражение в поведении их ребенка, иными словами выделение хороших способов поведения у ребенка происходит при положительном подкреплении этого поведения взрослым.

Уже в младенческом возрасте вводятся слова «можно» и «нельзя», которые вызывают у детей тормозящую и побуждающую функцию. Появляются первые формы нравственного поведения на основе установления контакта между словом и действием. В значительной степени расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром происходит в раннем детстве. Ребенок начинает вести 14 более активный образ жизни: начинает ходить и проявлять большую любознательность к окружающей действительности. Такие изменения приводят к необходимости введения нравственных правил. Например, бережно относиться к игрушкам, не разбрасывать их и убирать на определенное место, делиться с другими и т. д. Так на фоне положительного отношения к взрослому, ребенок старается соответствовать нравственным нормам и правилам поведения для положительного контакта с родителями. В раннем возрасте ребенок усваивает оценочные суждения «хорошо», «плохо», у него формируются первые нравственные привычки и качества, в первую очередь, в бытовой и предметной деятельности. В первую очередь важным этапом формирования нравственности как характеристики личности человека ученые считают дошкольный возраст.

Именно в дошкольный период у детей складывается понятия о мире, о нормах поведения, о правилах общения, о ценностях. Все это способствует интеллектуальному развитию ребенка, а хорошее функционирование интеллектуальное сферы подталкивает к развитию моральной сферы.

В детском возрасте развиваются первые знания о Родине, о жизни народов нашей страны, о некоторых общественных явлениях. На этой базе развиваются начала важных нравственных чувств : патриотизма, интернационализма, гражданственности. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к общению со сверстниками в разных видах деятельности, у них идет становление «детского общества». Общение со сверстниками является одной из самых главных причин для полного становления личности старшего дошкольника. В различных коллективных видах деятельности (игре, труде, общении) дети учатся совместному планированию, они учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это помогает накоплению морального опыта.

Существует множество речевых нарушений и у каждого нарушения своя специфика, которая влияет на различные познавательные и психические функции ребенка, а также и на развитие личности в целом. Речевые нарушения проявляются в недостаточном развитии всех сторон речи: лексико-грамматической, фонетико-фонематической и особенно связной речи. Из-за нарушения одного из компонентов у детей появляются трудности в понимании обращенной речи, в общении со сверстниками и взрослыми, в обучении и в познании окружающего мира.

Дети, имеющие тяжелые нарушения речи (ТНР, являются особой категорией детей с отклонениями в развитии. Эти дети имеют сохраненный слух, сильные речевые дефекты, которые могут повлиять на формирование психики ребенка. У них очень маленький словарный запас, многие из них не говорят. Интеллект не является первичным нарушением и у детей с ТНР имеются хорошие возможности умственного развития, но все же у них иногда имеется вторичное отставание психической системы. Из-за плохого развития речи у детей появляются сложности в усвоении грамоты, а также в понимании математических. Общее недоразвитие речи характерно для детей с ТНР. Это проявляется в недоразвитии либо в нарушении звуковой, лексической и грамматическом сторонах речи. Из-за этого у многих детей проявляется неполноценность мышления, сложности в обобщениях, чтении и письме. Среди тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, заикание и все виды дизартрии.

Достаточный уровень развития общения – важный составной компонент и необходимое условие нормального протекания процесса социализации дошкольников с ТНР. Нарушение речи оказывает негативное влияние на речевое общение детей, что в свою очередь приводит к сложности познания (развития) нравственных качеств у дошкольников. Таким образом, развитие нравственных качеств у детей с ТНР запаздывает, в отличие от развития нормативных детей. Нравственные ценности, культура поведения, культура общения специфичны у детей дошкольного возраста с ТНР в связи с их своеобразным восприятием мира, пониманием обращенной речи, самими высказываниями детей и другими особенностями психического развития. Также можно отметить, что сама проблема нравственного развития детей с ТНР является в психолого-педагогической литературе малоизученной.

Использование сказки в воспитании и обучении детей дошкольного возраста Детский фольклор является одним из самых узнаваемых феноменов культуры, в многой степени самобытным и оригинальным. Многие исследователи не всегда могут точно определить своеобразие данной разновидности фольклора, т. е. выделить его в самостоятельную область знаний. Детский фольклор представляет собой одно из направлений устного народного творчества. Большинство заимствованных текстов перестраиваются в соответствии с особенностями психики детей. Они выполняют педагогическую, развлекательную и информативную функцию.

Для детей с ТНР использование сказки является эффективным методом в развитии их нравственных качеств и в развитии речи. Через сказки идет формирование правильной слоговой структуры слова, построение предложений, обогащение словаря, развитие фонетико-фонематического слуха ребенка и обучение связной речи (пересказу). Исходя из этого, можно отметить, что сказка является одним из самых эффективных методов работы по развитию нравственных качеств у детей с ТНР.

Именно в дошкольном возрасте у детей формируются первые моральные суждения и оценки, происходит первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируется понимание нравственных представлений. Поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой, то есть возникает сознательная нравственность. В становлении нравственной сферы у детей дошкольного возраста с ТНР имеются особые трудности, которые возникают в связи с нарушением формирования у них всех компонентов речевой структуры. Исходя из анализа литературы, можно сказать, что сказка является эффективным методом работы по развитию нравственной сферы у детей дошкольного возраста с ТНР, т. к. задействуются компоненты не только речевой структуры, но и развивает мышление, формирует понятие о речевой ситуации и правилах поведения в ней.

Считается, что сказка является одном из самых древних методов развития и воспитания личности. Раньше детей не спешили наказывать за их проступки, а рассказывали сказки, из которых дети усваивали смысл своего проступка. Сказки оберегали детей от сложных жизненных ситуаций, проступков, учили их жизни, являлись моральными и нравственными законами. Психологические исследования показывают, что с помощью сказки можно снизить у детей уровень тревожности и агрессивности, развить умения преодолевать трудности и страхи, пробуждать творческие способности, передавать детям основные жизненные принципы и закономерности. Сказка может изменить ребенка. Просто рассказывая сказку, ребенок сам задумывается над поступками героев, и видит правильные пути решения, перенося случаи из сказки в реальность. Нужно отметить, что стиль сказки прост и понятен ребенку. Сказка не требует от детей логических суждений, не дает прямых наставлений. Она передает образы героев, которыми ребенок, слушая сказку, наслаждается и которые незаметно для себя усваивает как важную жизненную информацию.

Сказки не только учат детей правильно принимать жизненные решения, но и, в первую очередь, развивает высшие психические функции, которые впоследствии являются важной составляющей личности ребенка. Сказки развивают мышление, воображение. В раннем возрасте родители читают сказки, потешки, стихотворения детям с изображениями героев, чтобы дети наглядно представляли события сказки. В более взрослом возрасте изображения становятся меньше, на первый план постепенно выходит сам текст, что приводит к тому, что дети должны сами представлять события, которые описываются в сказке, и понимать как выглядят главные герои по описанию. Перед детьми стоит нелегкая задача представить себе заурядного героя, волшебную страну, лишь по одному описанию. Сказки это выдумка, основанные на жизни, но иногда там появляются герои, которых не существует в реальной жизни. Также в некоторых сказках требуется запомнить важные моменты, которые всплывают только в конце сказки и задаются вопросы детям, что развивают у детей память и речь. Через сказки идет формирование правильной слоговой структуры слова, построение предложений, обогащение словаря, развитие фонетико-фонематического слуха ребенка и обучение связной речи (пересказу).

Нравственные качества у человека приобретаются и закладываются в сознание в детстве путем нравственного воспитания. Формирование нравственных качеств опирается на собственный опыт ребенка, на практику его взаимоотношений с окружающими, и происходит это с самого раннего возраста ребенка, но в большей степени усвоение нравственных норм происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию у него основных нравственных качеств. В дошкольном возрасте ребенок приобретает первые навыки культуры поведения, поведения в коллективе, отношения к чужим вещам и другому мнению, у него формируются первоначальные нравственные представления и понятия, формируется свое мировоззрение, определяются ценности и ориентиры, дети учатся быть самостоятельными. Особое внимание по формированию нравственных качеств нужно уделять детям с ОВЗ, в том числе и детям с ТНР. В силу своего дефекта далеко не все дети могут усвоить те или иные нравственные качества. Поэтому тема этого доклада является актуальной и по сей день.

Публикации по теме:

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств у дошкольников с ТНР посредством сказок
Опубликовано: 9 июня 2021 в 22:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных качеств у дошкольников с ТНР посредством сказок» (включая файлы) размещена пользователем Полина Мухамедьярова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД