Волкова Евгения
Движение — основа здоровья (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Движение – основа здоровья» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный и здоровый образ жизни.
Публикация «Движение — основа здоровья (из опыта работы)» размещена в разделах
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. На практике мы убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социально гигиенических, а также от характера педагогического воздействия. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма-двигательная активность.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Двигательная активность дошкольника соответствует его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед воспитателями детского сада.
Что для этого необходимо?
Во-первых, специально созданные условия (материальная база — помещение, оборудование — и педагогическая работа : умение организовать двигательную активность детей, научить детей различным подвижным играм, физическим упражнениям, воспитать в них потребность в культурном движении).
Во-вторых, нужна система занятий, основанная на следующихпринципах:
-непрерывность (с утра до вечера);
-добровольность (вызывать желание, а не принуждать);
-доступность упражнений;
-чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.
Все это формирует физическую культуру детей.
Задачамиразвития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста являются:
-Выявление интересов, способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему
физкультурно - оздоровительной работы;
-Формирование необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;
развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
-Формирование моральных качеств (силы воли, выносливости);
-Профилактика простудных заболеваний;
-Воспитание уважения к собственному здоровью и обязанности беречь его.
В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей:
-физкультурные занятия;
-утренняя гимнастика;
-физкультминутки;
-подвижные игры и физические упражнения на улице;
-физкультурные досуги, праздники;
-дни здоровья;
-закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;
-самостоятельная двигательная активность;
-работа с родителями.
Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребыванияего в дошкольном учреждении.
Двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при её организации уделять большое внимание планированию. Наиболее рационально планируем двигательную активность по этапам.
1 этап педагогического процесса – «Утро».
Наша задача– уделить внимание каждому пришедшему ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.
Утром проводим деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Заранее создаем условия для самостоятельной двигательной активности, продумываем размещение инвентаря, дидактических пособий. Предлагаем детям поиграть в дидактические игры «Одень спортсмена», «Угадай вид спорта», рассматривание иллюстраций о видах спорта, спортсменах, альбома «Забочусь о своем здоровье», «Я и здоровый образ жизни» и др. Малышам предлагаем поупражняться в отдельных упражнениях (перешагивание через пенечки, подлезание под дугу, прокатывание мяча друг другу и т. д.).
А так же проводим игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности «Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, не задев кеглю» и др. Учитываем при проведении подвижных игр, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, изобразительная деятельность, то утром планируем и проводим игры средней и даже большой подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то утром более-спокойную двигательную деятельность или организовываем подготовительные упражнения для разогрева определенных группы мышц.
Утром обязательно-индивидуальная работа с детьми, независимо от уровня их физического развития.
2 этап педагогического процесса– «Прогулка»
В течение дня прогулкуорганизовываем дважды: утром и вечером. Создаём необходимые условия, выносим на улицу необходимое оборудование для организации двигательной активности детей.
На прогулке проводим 1 подвижную игру, общую для всех детей и 2-3 игры с подгруппами детей.
Проводим и спортивные различные подвижные игры : ( Например: зимой – хоккей; весной, летом, осенью – футбол, баскетбол, бадминтон, городки) и спортивные упражнения (зимой – катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью – катание на велосипеде, самокате, роликовых коньках).
3 этап педагогического процесса – «Вторая половина дня»
Основная педагогическая задача этого периода – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации создаём положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребенку было комфортно.
Во 2 половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий предлагаем активный отдых детей. Физкультурные праздники, досуги, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей. (в слайд)
При самостоятельной двигательной деятельности, используем различное физкультурное оборудование, дидактический материал. Вечером перед уходом детей домой, проводим спокойную двигательную деятельность – малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на подвижность, оздоровительные упражнения и т. д.
Теперь я хочу сказать несколько слов о закаливании.
Закаливание для ослабленного ребенка имеет большое значение. Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны) широко используем и нетрадиционные:
1. Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети переходят в прохладное);
2. Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стопы, идет и профилактика плоскостопия. В летний период предоставляем детям возможность ходить босиком по горячему асфальту и песку, по мелким камушкам и шишкам. Мягкая трава, теплый песок, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.
Дошкольный возраст- решающий в становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Поэтому, необходимо создать условия, которые помогут каждому ребёнку стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным.
Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный на основе дифференцированного обучения детей основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей, позволяет достичь гармоничного физического и здорового развития на важном этапе подготовке детей к обучению в школе.