Спинул Маргарита Андреевна
Духовно — нравственное воспитание младших дошкольников средствами изобразительного искусства
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного и духовного опыта. (Слайд № 2)
Нравственность – это совокупность норм поведения человека в обществе; духовные качества, проявляющиеся в этом поведении.
Духовность – это чистота человеческой души, свободной от зла. Духовность — это такое определение внутреннего состояния души человека, которое всегда основывается на моральных и этических отношениях между людьми и окружающей средой. (Слайд № 3)
Публикация «Духовно — нравственное воспитание младших дошкольников средствами изобразительного искусства» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Для педагога важнейшими задачами духовно - нравственного развития детей являются:
• учить детей воспринимать и видеть красоту через изобразительную деятельность;
• формировать художественно-эстетические творческие способности в изо деятельности;
• формировать художественный вкус
Для формирования у ребенка его духовного мира играет огромную роль развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор.
Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Воспитание детей средствами изобразительного искусства включает в себя не только практические занятия по рисованию, но и такие виды деятельности как:
(Слайд № 4,5,6,7,8)
• познавательная деятельность: чтение художественной литературы, сказок; познавательные беседы;
• театральная деятельность: смоделированные сценки, развлечения, праздники;
• творческая деятельность: лепка из пластилина, музыкальное творчество, танцы;
• игровая деятельность: игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером;
• совместная деятельность детей и родителей, направленная на укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание: семейные и православные праздники, игры и конкурсы. (Слайд № 9)
При беседе о картинах бытового или портретного жанра раскрываются темы семейного воспитания, давая оценку общественным явлениям, формируя у детей представления о большой и крепкой семье, взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми.
Беседы об изобразительном искусстве необходимо закреплять практическими занятиями, чтобы ребенок мог пропустить через себя полученный материал. Педагог в процессе работы над рисунком должен закрепить эмоциональное впечатление, сформированное у ребенка во время беседы. (Слайд № 10)
Так же немалую роль в духовно-нравственном воспитании играет патриотическое воспитание. На занятиях по рисованию мы затрагиваем такие темы, как «Страна, в которой мы живем», «Мой край», «Моя малая родина», «Мой город». (Слайд № 11)
Участие в выставках тоже имеет воспитательную направленность. Основная тематика выставок и конкурсов ориентирована на духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, являются важнейшей организацией общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.
Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, ребенок получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. Но при выполнении работ на конкурсы перед педагогом встает еще одна важная задача - научить детей правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, не тщеславиться перед другими, а радоваться за ближнего и помогать ему. А также учить детей понимать ответственность за выставляемые работы, за их нравственное содержание, которое должно оказывать положительное влияние на зрителя. (Слайд № 12)
Еще одна особенность занятий изобразительным искусством – это возможность для юных художников участвовать в благотворительных акциях. Это может быть подготовка открыток для ветеранов или одиноких стариков.
Таким образом, используя творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству детей можно существенно влиять на духовные, нравственные качества воспитанников, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, давать учащимся основы духовно – нравственного, патриотического и семейного воспитания.