Рыбакова Наталья
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Администрация городского округа Подольск
Комитет по образованию
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 13 «ТЕРЕМОК»
Московская обл., г. Подольск, микрорайон Климовск, ул. Дмитрия Холодова, д. 13
Доклад
на тему:
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки»
Составила
Воспитатель
МБДОУ ЦРР д/с №13 «Теремок» :
Рыбакова Н. С.
20 ноября 2018г
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки» размещена в разделах
Цветник духовный – Библия Господня.
Мед мудрости в ней льется через край;
И тем, что для себя собрал сегодня,
Своих детей ты душу напитай!
Г. Гричухо
В жизни нашего общества и государства Российского сегодня наступил решающий момент. Куда пойдет общество, что станет для него ориентиром, возрождение государственности – этап сложный, ответственный и судьбоносный.
Современный человек, в силу своего многолетнего неверия подвержен духовной агрессии, влиянию заграничной культуры, восхвалению. Чужого образа жизни, что губительно для страны.
Поэтому первые слова Российской Государственной Программы воспитания в системе образования звучат так: «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая жизни общества».
«Воспитание – это есть создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей».
По программе Л. Л. Шевченко «Добрый мир» я работаю четыре года. Работу начинала в средней группе, занятия проводила непосредственно по учебникам Людмилы Леонидовны один раз в неделю. Начиная со старшей группы, старалась планировать свою работу так, чтобы тема духовно-нравственного воспитания проходила через все образовательные области, при этом используя следующие формы работы
- с детьми:
• Утренники;
• Интегрированная образовательная деятельность;
• Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;
• Беседы, беседы-обсуждения;
• Игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
• Продуктивная деятельность;
• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
• Разучивание стихов, песен, пословиц поговорок, потешек;
• Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания;
• Рассматривание иллюстраций, картин к праздникам;
• Тематические вечера (живопись, музыка, поэзия);
• Посиделки-чаепития.
- с родителями:
• Родительские собрания (в группах) на духовно-нравственные темы;
• Общие родительские собрания с участием священника;
• Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
• Совместные с родителями праздники, досуги, музыкально-спортивные мероприятия, спектакли, дни рождения детей;
• Изготовление декораций и атрибутов к праздникам;
• Круглые столы, семинары, консультации с педагогами ДОУ;
• Выставки духовной, педагогической литературы и пособий для родителей;
• Обмен опытом по духовному воспитанию в семье;
• Выставки семейных работ к праздникам;
• Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников)
- с педагогами и сотрудниками ДОУ:
• Консультации, педсоветы, круглые столы, мастер -классы, семинары-практикумы;
• Выставки методической, духовно – нравственной литературы;
• Беседы, беседы-диспуты;
• Подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми;
• Анкетирование и тестирование;
• Подготовка и проведение НОД, утренников.
В процессе работы для себя сделала вывод, что наиболее эффективный путь к детскому сердцу лежит через непосредственное общение с ребенком. Живая беседа, рассказ, совместное открытие – вот что помогает распахнуть детское сердце для мира Любви. Слово, которое мы несем, должно пройти через наше эмоциональное состояние. Если мы не пропустим его через себя, то оно останется мертвым для слушателей. Нужно отречься от себя, своих проблем, гордыни. Чужая мысль должна превратиться в собственную идею, в твое чувство.
Методику благовествования нам указал сам Господь. Одним из ключевых приемов Господа Иисуса Христа является притча. Она хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми. Полное содержание беседы не каждый может пересказать, а в притче сконцентрирована суть, смысл. Ребенок, придя домой, расскажет ее родным и друзьям, да и не только ребенок. Наиболее понятным для ребенка, я бы даже сказала особым видом общения ребенка и взрослого является общение посредством сказок. Сказка – особый вид литературного произведения.
Пользуясь опытом прошлых поколений в духовно-нравственном воспитании, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир своей души и разглядеть свой собственный мир чувств и переживаний.
Педагогическая эффективность сказки очевидна, так как поучительный опыт героев повествования, откладывается в сознании человека, а также через символы «ложится» в подсознание как своеобразный «банк данных».
В поисках современных авторов, подвизавшихся на ниве духовно-нравственного воспитания детей, я «встретила» Бориса Алексеевича Ганаго, белорусского писателя, катехизатора.
В первой книге, попавшей мне в руки «Навстречу детским сердцам» он как будто вел со мною живую беседу:
«Что увидит перед собою гусенок, появившийся в инкубаторе, затем и пойдет, будь то мячик, коробка или дядя. Даже родную мать не признает, лишь бы что-то куда-то двигалось. Может и дети наши как гусята, какой образ поманит их первым, затем и пойдут, и все уговоры напрасны. Власть первообраза – кто познал ее силу и тайну!
Сейчас в души детей транслируются из-за океана легионы нечистых образов, увлекающих за собой в рабство греха… Идет небывалая духовная битва. Залюбовавшись монстриком, ребенок может сам возмечтать стать монстром. Спрашивает мама малышку:
- Хочешь куплю книжку про Красную Шапочку?
Дитя скандально:
- Не хочу Красную Шапочку, купи «Человек – паук»!
Уже зомби!
Образ, попав в душу, будет не только жить в ней, но и создавать по своему подобию из нашего сына или дочери либо доброе Божье дитя, либо жуткого паука.
Как быть с душой, где уже гнездятся толпы ярких, но жутких персонажей?
Богомудрый святитель Феофан Затворник советовал: «Не оставляй мысль в голом виде, но обязательно облеки ее в образ и доведи до чувства. Образ образом вытесняй».
Но не лучше, чем вытеснять, сразу заселить детскую душу светлыми добрыми образами.
Б. А. Гонаго составил готовые беседы для малышей, изданные в детских книгах, которые собраны по крупинкам из различных авторских работ и цель которых, помочь родителям, воспитателям, учителям, повести, вверенные им души в страну Добра и Любви.
Еще одним моим открытием стала, недавно приобретенная книга Михаила Андрианова «Философия для детей в сказках и рассказах».
Книга ориентирована на старших дошкольников и школьников. Она представляет педагогам и родителям уникальную возможность открыть для детей основы науки о человечности, системно и поэтапно знакомит с общечеловеческими ценностями, с главными положениями в области этики и эстетики, формирует духовную основу для мудрого и высоконравственного поведения в будущем.
Сам автор в конце своего вступительного слова в книге говорит следующее: «Уверен, мир изменился бы к лучшему, и стал бы намного прекраснее, если бы хотя бы половина стараний и усилий педагогов и родителей была бы перенаправлена с образования на воспитание, с взращивания отличников и вундеркиндов на сотворение человека человечного».
В этом году я набрала новых детей трехлеток. Проводила с ними занятие по рисованию «Искупаем мишку». Перед занятием была беседа о том, что мишка испачкался и Мойдодыр не хочет пускать его в свой дом. После занятия в свободное время, я решила почитать детям сказку из книги Михаила Андриянова «Как красота на хорька обиделась». Читала, разумеется, в сокращенном варианте. После прочтения мы попробовали обсуждать содержание. Я с удивлением заметила, что трехлетние малыши пытаются отвечать не только на вопросы по содержанию, но и рассуждать на темы «Красота и безобразие», «Хорошо и плохо».
Сказки, предлагаемые авторами для работы с детьми дошкольного возраста содержат в себе знания по основным проблемам духовно-нравственного воспитания. Это - прежде всего - проблемы совести, добра и зла, вечной любви и преданности, жертвенности умения прощать, семейных ценностей, добротолюбия и чистоты нравов, любви к близким и своему Отечеству, уважения к памяти предков и почитания своих родителей, послушания, целомудрия, знания традиций своего народа и родной семьи. Я думаю, что педагог вправе расширять программу «Добрый мир», добавляя понравившиеся работы новых авторов, если это не противоречит основным задачам программы.
Что важнее всего для педагога, какими качествами он должен обладать, чтобы с помощью Божьей посеять в сердце ребенка доброе семя. На все эти вопросы есть только один ответ: нужно уметь любить, и не только детей, но всех людей, весь мир. Любить так, как любил Преподобный Сергий, как любил сам Спаситель, именно такая любовь преображает педагога и мы должны к ней стремиться.