Виктория Варнавская
Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы всё больше возрастает популярность дистанционного обучения. Сама идея получения образования на расстоянии не нова. Однако я в своей практике, столкнулась с этим совсем недавно. Актуальность возросла в связи со сложившейся ситуацией в стране. В условиях самоизоляции необходимо расширять свои границы и переходить на удаленную работу, осваивать нюансы и особенности работы в формате онлайн.
Цель – использовать дистанционное обучение, как одну из форм организации учебного процесса учителя - дефектолога.
Задачи :
Публикация «Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса учителя-дефектолога» размещена в разделах
Изучить особенности организации дистанционного процесса
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья для реализации в своей практике;
Проанализировать преимущества и недостатки применения дистанционных образовательных технологий;
Систематизировать знания и освоить навыки необходимые для успешной работы в формате онлайн.
Дистанционную работу начала в мае текущего года. За этот период реабилитацию прошли 18 детей в возрасте 6-7 лет.
Диагнозы детей количество
РОП ЦНС, ЗПРР 12
РОП ЦНС, ЗРР 3
ЗПРР, СДВГ 2
РАС 1
Но, не смотря на разницу в диагнозах, на конец реабилитационного периода все дети усвоили материал и показали положительную динамику познавательного и речевого развития. Так как в условиях дистанционной формы обучения используется индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Дистанционная работа позволяет формировать положительное отношение ребенка к занятиям, повышает мотивацию к учебному процессу, активизирует внимание, стимулирует его мыслительные процессы, помогает развиваться ребенку.
Свои занятия я провожу комбинированно.
ОНЛАЙН: видеоконференции на площадке Zoom, Skype, и видеосвязь WhatsApp.
Следующий вид работы который я использую – это занятия по типу обратной связи. Для родителей я подбираю материал по темам, подготавливаю вордовский документ или презентацию и отправляю на электронную почту.
Для этих родителей, провожу видео – консультацию по занятию. Они отрабатывают этот материал с ребенком и отсылают видео и фото мне на почту. Данный вид работы я предлагаю для детей с расстройствами эмоционально – волевого поведения, так как этот вид деятельности, на мой взгляд, наиболее приемлем для них.
Структура онлайн занятия практически ничем не отличается от проводимой работы офлайн. Сохраняются все основные части.
Организационный момент, на этом этапе ведётся проверка связи, технических возможностей. Беседа с ребёнком – располагаем ребенка к себе, настраиваем его на эмоционально – положительное отношение к занятию.
Постановка правильного типа дыхания, речевого выдоха и если необходимо нормализация голоса.
Так же проводим артикуляционную гимнастику
Ведём работу над звуком, в зависимости от этапа.
В середине занятия - физминутку, развиваем общую и мелкую моторику, или зарядку для глаз- подобран комплекс упражнений, который способствует снятию напряжения с мышц глаз и улучшает их кровообращение.
В занятие включаем развитие фонематического восприятия
Работаем над лексической темой, выполняем грамматические упражнения
В конце занятия проводим онлайн игру, для закрепления материала.
А так же, подводим итог занятия, даём консультацию для родителей по домашнему заданию.
Конечно, последовательность компонентов занятия, их продолжительность, зависят от структуры дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребёнка, а так же от этапов коррекционной работы.
Хотелось бы отметить какие преимущества и недостатки применения дистанционного образовательного процесса мне удалось выделить для себя.
Преимущества:
В условия сложившейся ситуации самоизоляции – это, безусловно, безопасный формат работы.
Очень важно, что есть доступ из любой точки нашей республики. Комфортные условия, так как ребенок находится в привычной для него обстановке. И как показала практика, стеснительные дети начинают более активно себя проявлять.
Все материалы для работы в электронном виде, что тоже удобно. Возможность большого выбора в подборе яркого, красочного демонстрационного материала, использование видео – и аудиоконтента, что способствует удержанию внимания ребенка.
Мы имеем возможность выбирать, из огромного количества интернет – ресурсов, развивающие игры для закрепления пройденного материала, которые будут интересны детям.
Родители участвуют вместе с детьми в учебном процессе. Можно сказать, они стали активными его участниками.
Какие же недостатки? Их не так много, но всё же они есть.
Высокая трудозатратность на этапе подготовки к занятиям;
Отсутствие личного влияния педагога на ребёнка;
Дефицит общения ребёнка со сверстниками;
Сильная зависимость качества дистанционного обучения от технической оснащённости и скорости интернета.
ВЫВОД: Применение информационно – коммуникативных технологий позволяет оптимизировать коррекционно – развивающий процесс, сделать его более результативным. Известно, что использование в коррекционной работе различных нетрадиционных методов и приёмов - предотвращает утомление детей, поддерживает в них познавательную активность, что повышает эффективность нашей работы в целом. Внедрение компьютерных технологий дистанционного образования сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.