Вероника Петшиковская
Семинар «Основные подходы к профилактике и коррекции отклоняющегося поведения учащихся»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные подходы к профилактике и коррекции отклоняющегося поведения учащихся
[Добрый день, уважаемые коллеги!
Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители? Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?
Публикация «Семинар „Основные подходы к профилактике и коррекции отклоняющегося поведения учащихся“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Для наглядности предлагаю вам следующее упражнение «Чистый лист». Попрошу каждого из вас взять в руки лист бумаги на котором в центре нарисован круг, и отрывать от него кусочек, когда вы посчитаете это нужным.
Упражнение «Чистый лист».
Ведущий: Представим себе, что это душа ребенка.
Когда на ребенка в семье не обращают внимания - часть ее души отрывается.
Когда ученик не может установить контакт со сверстниками - происходит то же самое.
Когда педагог не понимает ученика и не может найти к нему подход - еще кусочек души прочь!
Когда ученик теряет веру в себя и свои способности -.
Когда он становится никому не нужен. что происходит с его душой?
А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) как видите у всех вас в руках остался лист с огромной дырой внутри. Тоже самое происходит и с душой ученика, и он / она чувствует крах, безысходность, отчаяние.
Все эти и другие факторы создают условия, которые способствуют отклонению поведения учащегося.
Сегодня мы поговорим об «Основных подходах к профилактике и коррекции отклоняющегося поведения».
Выделяются следующие подходы :
• информационный – направленность на информированность о необходимости соблюдения социальных норм и последствий; (классный руководитель, воспитатель)
• социально-профилактический – направленность на устранение причин девиатного поведения (работа соц. педагога, классный руководитель, организатор - школьные мероприятия);
• медико-биологический – направленность на предупреждение возможных девиаций у лиц с различными психическими аномалиями (мед. препараты);
• социально-педагогический – направленность на восстановление или коррекцию нравственных качевств личности посредствам педагогических мер (класные часы, воспитательский час, индивидуальные беседы, школьные и внешкольные мероприятия);
Известно, что контингент нашей школы особенный, все воспитанники имеют негативный опыт общения со взрослыми, у них отсутствуют позитивные модели поведения. Для обучающихся характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность, тревожность, неадекватная самооценка и др.
Я предлагаю вашему вниманию таблицу, на которой отражены проблемы и пути решения девиации у обучающихся нашей школы
Проблема Ф. И. ребенка Поведение Пути решения
Физическая агрессия хххх. Физическая сила против другого лица. Когда его (её) что-то беспокоит и он (она) долго копит в себе.
Выражается: «Чтоб он сдох», «Да я убью его (ее)» Совет, рекомендация
Психолого-педагогическая поддержка
Обсуждение (разбор) проблемы
Предложения, поручения
Проведение семейного часа по теме профилактики конкретного девиантного поведения
Проводить индивидуальные беседы хотя бы через один день (Интересоваться как прошел его день? Что его беспокоит)
Можно на переменах или воспитательских часах предложить нарисовать свое настроение в виде природного явления, смайлика или др.
Когда вспышка все же случилась: не просить ребят разнимать, а сделать это самому педагогу и обнять, сказав: «Все, Максим, тихо-тихо, смотри на меня успокаивайся, вдох, выдох (3-5 раз). Подождать, когда эмоции утихнут, побеседовать с ним. После разобрать ситуацию без посторонних.
Скрытая агрессия ХХХ, ХХХ., ХХХ., ХХХ., ХХХ. дети скрывают свои эмоции, у них появляется депрессия и нервный срыв Игровые технологии коррекции :
игры с правилами,
игры-соревнования, игры – драматизации, дидактические игры, сюжетно-ролевая игра.
Рекомендации педагогам:
Не навешивать на ребёнка ярлык «монстра, изгоя» в классе, а постараться помочь ему. Поощрять за малейшие проявления позитивного общения.
Косвенная агрессия хххх Ребенок применяет злые шутки, сплетни, травлю и направляет свой негатив на другого человека, через кого-то из друзей. Таким детям с одной стороны свойственны смелость, решительность, с другой - мягкость, уступчивость, зависимость (стремятся привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения). Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности. Отвлечение внимания, замещение негативной реакции на позитивную. Например, неожиданное использование похвалы за действие (находя в нём позитив, совершая которое, школьник и не подозревает, что оно будет положительно отмечено, или, используя юмор, добрую иронию, педагог может перевести в соответствующее русло и проявления агрессии.
Нарисуй страшное и злобное животное, дай ему имя, расскажи всем и расскажи, какое оно ужасное. Теперь нарисуй доброе и ласковое животное, дай ему имя, расскажи всем, какое оно хорошее.
При всем многообразии методов коррекции в рамках психологической помощи используются те, которые позволяют провести долгосрочное и эффективное коррекционное воздействие на подростка.
Для воспитателей больше подойдет, педагогов ДО, классных руководителей, педагог-психолог.
Арт-терапия. Арт-терапия дает возможность выразить чувства и эмоции, в том числе и негативные, в символической форме, диагностировать внутреннее состояние ребенка и проработать подавляемые чувства и мысли.
Метод Игротерапия. Игры и игровые упражнения являются одним из наиболее эффективных методов коррекции девиантного поведения у детей. Игры вызывают неожиданные ситуации, а это и есть оздоровительный эффект. Ребенок раскрывается в играх и стремится реализовать свои комплексы, стремится быть самим собой. То, что увлекает, заставляет размышлять, - запоминается, доставляет чувство удовольствия. Игра помогает ребенку преодолеть робость, стеснительность, скованность. Ценность игры еще в том, что в ней проявляется способность к самовоспитанию. Игра тренирует эмоциональные реакции, способствует выработке сдерживающих механизмов при бурных эмоциональных реакциях.
Т. е педагоги во время перемен могут организовать игру как в классе, так и в коридоре.
Метод Музыкотерапия позволяет работать с детьми правонарушителями, испытывающими страхи, тревожность, беспокойство, Например, при предъявлении спокойной музыки, которая вызывает приятные ощущения, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревожность и т. д.
Можно выделить следующие особенности применение музыкотерапии: произведения должны звучать не громко, но и не тихо, они должны нравится ребенку, продолжительность музыкотерапии на занятии должна составлять около 10 минут.
Список произведений классической музыки, которые можно использовать в коррекционной работе с детьми :
• произведения для уменьшения чувства тревоги и неуверенности "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.
• произведения для общего успокоения "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта, "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена, "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.
• произведения для повышения концентрации внимания "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона
Таким образом, музыка оказывает коррекционное воздействие на детей с нарушениями интеллекта.
Психогимнастика: упражнение «Перекрестные движения»
Стимулирует деятельность обоих полушарий, помогает подготовиться к восприятию и усвоению новой информации.
Имитационная игра: «Свеча»
Цель: Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.