Анастасия Маркевич
Система работы специалистов Центра содействия семейному воспитанию с родителями «особых» детей
▼ Скачать + Заказать документы
Рождение ребёнка — это огромное счастье для всей семьи. Родители возлагают большие надежды на своего малыша и на его светлое будущее.
Но появление на свет ребенка с проблемами функционально деформирует семью. Все члены семьи испытывают колоссальную психологическую нагрузку. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний и внешний тупик.
Трудности, которые они испытывают значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью.
Публикация «Система работы специалистов Центра содействия семейному воспитанию с родителями „особых“ детей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Родители находятся в информационном вакууме, и как следствие, дети содержатся дома без соответствующего коррекционно - развивающего обучения, а значит и без динамики в развитии.
Отсутствие единого маршрута для помощи детей с ментальными нарушениями приводит к тому, что каждый родитель тратит много времени и сил на поиск возможности помощи своему ребенку, совершая при этом много типичных ошибок. Помимо потери большого количество времени в процессе этого поиска и попытках "пробития стен" родители морально выгорают и становятся не способными помочь своим детям.
Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей.
Также в поведении родителей «особого» ребёнка прослеживаются следующие особенности : потворствующая гиперопека, стиль «фобия потери ребенка» либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.
Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.
Недостаточная отзывчивость родителей выражается в не-своевременном и недостаточном отклике на потребности детей, неосознанное пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создает ситуацию депривации и еще более замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения.
Семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, переживает не один, а целую серию кризисов, обусловленных как субъективными, так и объективными причинами. Это состояние описывается самими родителями, как чередование взлетов с еще более глубокими падениями.
Историй много есть у нас
Что в целый том их не вписать:
О крахе человеческих надежд,
Потере веры в будущее своих детей,
О том, что невозможно чад своих понять,
Не зная как помочь, что подсказать.
Страшась насмешек от невежд «слепых»,
Превозмочь себя и в мир людей
Ввести детей своих родных.
Оказание помощи детям с ментальными нарушениями заключается, прежде всего, в оказании поддержки их родителям и семьям в целом. Такая поддержка должна быть направлена на развитие у них уверенности, обеспечение их реальных потребностей, общественное признание, оценку и развитие саморегуляции.
Специалисты нашего ЦССВ предоставляют семье необходимую информационную, психологическую и социальную поддержку, с помощью которой кризисные состояния семьи преодолевают гораздо легче.
Одной из важных задач работы специалистов с родителями — знакомство с индивидуальными и возрастными особенностями развития «особых» детей, влиянием неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка.
Результатом работы должно стать : знание и понимание ребенка родителями, принятие его таким, какой он есть.
Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей мы организуем : «Родительские лектории», «Клубы семейной педагогики», «Родительские пятницы» и др.
На развлечениях, праздниках и досугах члены семьи учатся взаимодействовать с друг другом, открывают в себе и в своём ребёнке новые возможности и скрытые потенциалы, благодаря чему расширяется зона комфорта детей и родителей.
Также в нашем центре активно используются супервизии.
Supervision (англ.) – дословно это надзор, контроль, наблюдение, руководство, присмотр. В нашем случае скорее «наставничество».
Исходя из того, что в своей работе мы активно применяем элементы АВА – терапии, то основной целью супервизий является формирование у родителей начальных навыков коррекционной работы с ребёнком на основе использования элементов поведенческого анализа.
Основные задачи супервизий – обучение членов семьи и создание для них атмосферы поддержки. Члены семьи учатся понимать и принимать проблему «особого» ребенка.
Самая продуктивная форма работы с семьями с низким уровнем мотивации – индивидуальная работа, которая проводится в несколько этапов. Задача первого этапа – создание доверительных, откровенных отношений. Следующий этап – обсуждение проблем родителей, планирование дальнейших встреч.
Также активно используются групповые встречи, где родители имеют возможность получить поддержку друг от друга, помогают осознать собственные возможности решения проблем, осваивают навыки коммуникаций.
Участие в групповой супервизии позволяет родителям на практике применить полученные в ходе обучения знания, организуя каждодневное взаимодействие и обучение ребенка наиболее эффективно.
Недопонимание со стороны ребенка требований родителя, а также отсутствие возможности у ребёнка выразить свои потребности часто приводят к вспышкам агрессии.
Введение в коррекционно-развивающую работу альтернативных средств коммуникации (фотографии, рисованные изображения, пиктограммы, а также обучение родителей основам этой методики, позволило ребёнку с нарушениями речи общаться с членами семьи и, в связи с этим были сняты причины для агрессии и аутоагрессии.
Супервизии позволяют родителям :
• Получить поддержку как информационного, так и эмоционального плана. Родители получают определенные знания в области АВА и необходимую профессиональную поддержку.
• Теоретические знания родителей, полученные до этого, согласовать с практикой.
• Поделиться своим опытом и пообщаться с другими родителями.
• Родители учатся понимать ребёнка и принимать его.
• Испытывать положительные эмоции от общения со своим ребёнком.
• Контролировать свои чрезмерно негативные реакции на отклонения в поведении ребенка.
В рамках супервизий родители получают ответы на следующие вопросы:
• Как установить контакт и как общаться со своим ребёнком?
• Как научиться понимать потребности малыша?
• Как избежать проявлений нежелательного поведения?
• Чему и как обучать ребенка, если он не умеет или отказывается сотрудничать со взрослым?
• Как сделать совместные занятия интересными как для ребенка, так и для родителей? Как научиться играть с ребенком?
Супервизии помогают ввести определенное постоянство в жизнь с ребенком, помогают расширить зону комфорта детей и родителей. У ребёнка появляется желание сотрудничать с родителями и другими членами семьи и испытывать от этого удовольствие.
Результатом супервизии является приобретение родителями необходимых компетенций, нового опыта и осознание новых возможностей в коррекционно – развивающей деятельности. А соблюдение единства требований в учреждении и дома способствовало снижению тревожности и приступов агрессии у детей.
Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что только благодаря слаженной и систематической работе команды воспитателей и специалистов, а также благодаря тесному их взаимодействию с родителями в формате супервизий и консультаций удалось добиться положительной динамики в развитии детей : в развитии коммуникативных навыков, уменьшение ситуаций с проявлением проблемного поведения, снятии тревожности и формировании навыков планирования.