МААМ-картинки

Система работы специалистов Центра содействия семейному воспитанию с родителями «особых» детей

Анастасия Маркевич
Система работы специалистов Центра содействия семейному воспитанию с родителями «особых» детей
▼ Скачать + Заказать документы

Рождение ребёнка — это огромное счастье для всей семьи. Родители возлагают большие надежды на своего малыша и на его светлое будущее.

Но появление на свет ребенка с проблемами функционально деформирует семью. Все члены семьи испытывают колоссальную психологическую нагрузку. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний и внешний тупик.

Трудности, которые они испытывают значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью.

Публикация «Система работы специалистов Центра содействия семейному воспитанию с родителями „особых“ детей» размещена в разделах

Родители находятся в информационном вакууме, и как следствие, дети содержатся дома без соответствующего коррекционно - развивающего обучения, а значит и без динамики в развитии.

Отсутствие единого маршрута для помощи детей с ментальными нарушениями приводит к тому, что каждый родитель тратит много времени и сил на поиск возможности помощи своему ребенку, совершая при этом много типичных ошибок. Помимо потери большого количество времени в процессе этого поиска и попытках "пробития стен" родители морально выгорают и становятся не способными помочь своим детям.

Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей.

Также в поведении родителей «особого» ребёнка прослеживаются следующие особенности : потворствующая гиперопека, стиль «фобия потери ребенка» либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.

Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.

Недостаточная отзывчивость родителей выражается в не-своевременном и недостаточном отклике на потребности детей, неосознанное пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создает ситуацию депривации и еще более замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения.

Семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, переживает не один, а целую серию кризисов, обусловленных как субъективными, так и объективными причинами. Это состояние описывается самими родителями, как чередование взлетов с еще более глубокими падениями.

Историй много есть у нас

Что в целый том их не вписать:

О крахе человеческих надежд,

Потере веры в будущее своих детей,

О том, что невозможно чад своих понять,

Не зная как помочь, что подсказать.

Страшась насмешек от невежд «слепых»,

Превозмочь себя и в мир людей

Ввести детей своих родных.

Оказание помощи детям с ментальными нарушениями заключается, прежде всего, в оказании поддержки их родителям и семьям в целом. Такая поддержка должна быть направлена на развитие у них уверенности, обеспечение их реальных потребностей, общественное признание, оценку и развитие саморегуляции.

Специалисты нашего ЦССВ предоставляют семье необходимую информационную, психологическую и социальную поддержку, с помощью которой кризисные состояния семьи преодолевают гораздо легче.

Одной из важных задач работы специалистов с родителями — знакомство с индивидуальными и возрастными особенностями развития «особых» детей, влиянием неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка.

Результатом работы должно стать : знание и понимание ребенка родителями, принятие его таким, какой он есть.

Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей мы организуем : «Родительские лектории», «Клубы семейной педагогики», «Родительские пятницы» и др.

На развлечениях, праздниках и досугах члены семьи учатся взаимодействовать с друг другом, открывают в себе и в своём ребёнке новые возможности и скрытые потенциалы, благодаря чему расширяется зона комфорта детей и родителей.

Также в нашем центре активно используются супервизии.

Supervision (англ.) – дословно это надзор, контроль, наблюдение, руководство, присмотр. В нашем случае скорее «наставничество».

Исходя из того, что в своей работе мы активно применяем элементы АВА – терапии, то основной целью супервизий является формирование у родителей начальных навыков коррекционной работы с ребёнком на основе использования элементов поведенческого анализа.

Основные задачи супервизий – обучение членов семьи и создание для них атмосферы поддержки. Члены семьи учатся понимать и принимать проблему «особого» ребенка.

Самая продуктивная форма работы с семьями с низким уровнем мотивации – индивидуальная работа, которая проводится в несколько этапов. Задача первого этапа – создание доверительных, откровенных отношений. Следующий этап – обсуждение проблем родителей, планирование дальнейших встреч.

Также активно используются групповые встречи, где родители имеют возможность получить поддержку друг от друга, помогают осознать собственные возможности решения проблем, осваивают навыки коммуникаций.

Участие в групповой супервизии позволяет родителям на практике применить полученные в ходе обучения знания, организуя каждодневное взаимодействие и обучение ребенка наиболее эффективно.

Недопонимание со стороны ребенка требований родителя, а также отсутствие возможности у ребёнка выразить свои потребности часто приводят к вспышкам агрессии.

Введение в коррекционно-развивающую работу альтернативных средств коммуникации (фотографии, рисованные изображения, пиктограммы, а также обучение родителей основам этой методики, позволило ребёнку с нарушениями речи общаться с членами семьи и, в связи с этим были сняты причины для агрессии и аутоагрессии.

Супервизии позволяют родителям :

• Получить поддержку как информационного, так и эмоционального плана. Родители получают определенные знания в области АВА и необходимую профессиональную поддержку.

• Теоретические знания родителей, полученные до этого, согласовать с практикой.

• Поделиться своим опытом и пообщаться с другими родителями.

Родители учатся понимать ребёнка и принимать его.

• Испытывать положительные эмоции от общения со своим ребёнком.

• Контролировать свои чрезмерно негативные реакции на отклонения в поведении ребенка.

В рамках супервизий родители получают ответы на следующие вопросы:

• Как установить контакт и как общаться со своим ребёнком?

• Как научиться понимать потребности малыша?

• Как избежать проявлений нежелательного поведения?

• Чему и как обучать ребенка, если он не умеет или отказывается сотрудничать со взрослым?

• Как сделать совместные занятия интересными как для ребенка, так и для родителей? Как научиться играть с ребенком?

Супервизии помогают ввести определенное постоянство в жизнь с ребенком, помогают расширить зону комфорта детей и родителей. У ребёнка появляется желание сотрудничать с родителями и другими членами семьи и испытывать от этого удовольствие.

Результатом супервизии является приобретение родителями необходимых компетенций, нового опыта и осознание новых возможностей в коррекционно – развивающей деятельности. А соблюдение единства требований в учреждении и дома способствовало снижению тревожности и приступов агрессии у детей.

Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что только благодаря слаженной и систематической работе команды воспитателей и специалистов, а также благодаря тесному их взаимодействию с родителями в формате супервизий и консультаций удалось добиться положительной динамики в развитии детей : в развитии коммуникативных навыков, уменьшение ситуаций с проявлением проблемного поведения, снятии тревожности и формировании навыков планирования.

Публикации по теме:

Опыт работы «Система работы с детьми и родителями» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Конспект мероприятия «В лабиринте права» для воспитанников Центра содействия семейному устройству Игра-соревнование «В лабиринте права» «Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать закон» О. Бальзак Цель:закрепить знания.

Общеразвивающая программа по семейному воспитанию «Моя семья» Пояснительная записка Человек по-разному откликается на изменения в социальных условиях своего существования в зависимости от особенностей.

Оформление группы в центре содействия семейному устройству к новому году 2019Оформление группы в центре содействия семейному устройству к новому году 2019 В нашем центре содействия семейному устройству детей был обьявлен конкурс на лучшее оформление группы к Новому году 2019. На общем собрании.

Сценарий открытого мероприятия в Центре содействия семейному устройству детей «Труд в жизни человека» Сценарий открытого мероприятия «Труд в жизни человека» Подготовила воспитатель реабилитационного отделения: Тюляева Ольга Александровна.

Консультация «Система работы с родителями» Рождение ребенка — это долгожданное и радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них.

Система работы с родителями по основам безопасности жизнедеятельности детей Всем известно, что круг проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому.

Система работы с родителями воспитанников, по формированию опыта семейного чтения В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели.

Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы. В последние годы в системе дошкольного образования.

Внеклассное мероприятие для воспитанников Центра содействия семейному воспитанию «Театр — великое чудо» Внеклассное мероприятие "Театр - великое чудо" Цель: приобщение воспитанников к театральному искусству, обогащение духовных потребностей.

Автор публикации:
Система работы специалистов Центра содействия семейному воспитанию с родителями «особых» детей
Опубликовано: 18 апреля 2019 в 20:04
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы специалистов Центра содействия семейному воспитанию с родителями «особых» детей» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Маркевич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД