Наталья Елесина
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать
+ Заказать документы
Что такое среда?
“Среда – совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью” (Психолого-педагогический словарь)
По определению В. А. Петровского, развивающая среда – это специальным образом организованное окружающее пространство ребенка, способное оказывать позитивное влияние на самообучение и саморазвитие ребенка.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
М. Н. Полякова отмечает, что развивающая среда – естественная, комфортабельная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Образовательная (развивающая) среда,— это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
(по определению В. А. Ясвина)
Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой Программы организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель, и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства организации (группы).
Комментарии к ФГОС дошкольного образования (Минобрнауки России) от 28 февраля 2014 года №08-249
Образовательная среда -весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
реализацию различных образовательных программ;
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Принципы развивающей предметно -пространственной среды
1)Насыщенность среды - пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы)
2) Трансформируемость пространства - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность среды -возможность
разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например,не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.
4) Вариативность среды -различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
На основание всего перечисленного мы поставили следующие задачи:
1. Познакомить педагогов с требованиями ФГОС ДО
2. Пополнять и создавать развивающую предметно –пространственную среду в соответствии с требованиями и принципами ФГОС ДО
Система работы с воспитателями по обогащению и созданию развивающей предметно –пространственной среды (2014 -2016г.)
-Написание плана внедрения ФГОС ДО
-Семинар:
-Консультации для педагогов на тему: «Развивающая предметно -пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
-Проектная деятельность «Паспорт группы», "Портфолио ребенка"
-Создание выставки в методическом кабинете по «Развивающая предметно -пространственная среда в … группе»
-Интернет – экспедиция – (для опытных воспитателей) «Пополнение развивающей предметно – пространственной среды в образовательной области «речевое развитие», «физическое развитие»»