СКЛЯРОВА ЛИЛИЯ
Роль ДОУ в формировании творческой личности
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на проблемный семинар «Роль МДОУ в Формировании творческой личности»
«Духовная жизнь ребенка полна лишь
тогда, когда он живет в мире
сказок, творчества, воображения,
фантазии, а без этого он засушенный
цветок»
В. Сухомлинский
Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы, поскольку именно здесь закладываются основы будущей личности и воспитание его творческого восприятия окружающей действительности.
Дошкольное учреждение и его педагоги – первые «учителя»,
Публикация «Роль ДОУ в формировании творческой личности» размещена в разделах
который входит в жизнь ребёнка и его семью. Родители доверяют педагогам дошкольного учреждения самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, какие взаимоотношения сложатся у ребенка со взрослыми, со сверстниками, насколько его развитие будет для него радостным и полезным.
И от педагога дошкольного учреждения, зависит, как сложится жизнь ребёнка в коллективе, в обществе, а также от воспитателя зависит, как родители будут относиться к дошкольному учреждению, станут ли они верными соратниками, единомышленниками.
Педагогическая цель любого дошкольного учреждения – воспитание творческой, гуманной, социально-активной личности через развитие художественно-эстетического восприятия окружающего мира и творческих способностей у детей дошкольного возраста. Развитие творческих способностей включает в себя: установка перед детьми четких задач с незаметной передачей инициативы в игре самим детям и умение организовать совместную деятельность со взрослым и направить ее в нужное русло, не оставляя без внимания ни организационного плана, ни вопросов касающихся лично каждого ребенка : его эмоций, переживаний, реакции на происходящее, на трудности с которыми дети сталкиваются.
Задачи, которые ставит перед собой дошкольное учреждение:
- Работать над созданием предметно – развивающей образовательной среды, ориентированной на развитие творческой активности детей, участвующих в художественно-творческой деятельности, а также формировать у воспитанников познавательных интересов.
- Развивать художественно-эстетическое восприятие, творческие способности, воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, речь в продуктивной детской деятельности через интеграцию
образовательных областей.
- Способствовать воспитанию у детей добрых чувств к окружающему, целеустремленность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
Дошкольный возраст - уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность и все эти важнейшие качества формируются в процессе специальной образовательной и игровой деятельности. И поэтому владение педагогами дошкольного учреждения эффективными методами воспитания способствует развитию детских творческих способностей, таких как желание работать самостоятельно, создавая условий для конкретного воплощения творческих идей, поощрение работы над предложениями самих детей, создание раскрепощенной обстановки, уважение потенциальных возможностей всех воспитанников.
Именно в творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе способности, которые помогут ему стать Личностью. В творческой деятельности задача не столько в обучении детей сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Педагоги дошкольного учреждения должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.
Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Есть три вида изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами – никто тебя не осудит!
Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Педагог дошкольного учреждения развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.
Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в художественных уголках должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться.
Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.
Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Так, необходимо убедиться в том, знает ли ребенок, что он будет изображать, что ему для этого понадобится. Часто бывает, что ребенок принимается за работу без отчетливого представления о том, что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова берется и снова бросает. Это воспитывает дурную привычку.
Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.
Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и в самостоятельной деятельности и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей. Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки художественного творчества.
Вся работа дошкольного учреждения строится в тесном контакте с родителями, с использованием разнообразных форм : от индивидуальных консультаций, до участия в праздничных концертах, театральных представлений самих родителей. Таким образом, с помощью традиционных и нетрадиционных форм работы педагогов МДОУ достигается взаимопонимание и тесное сотрудничество с родителями по вопросам воспитания, развития, обучения детей.
Маленьких детей можно сравнить с «маячками» и их надо зажечь. Тогда будут «гореть» эти маячки, которые укажут верный путь к возрождению и сбережению культуры. У каждого человека есть самые запоминающиеся моменты из далекой поры прекрасного детства, и задача дошкольного учреждения и родителей, сделать всё возможное для того, что бы этих моментов было больше, и что бы они сохранились на долгие-долгие годы.