Ольга Хренкова
Экологическое воспитание в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту. Многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому мы в своей работе уделяем большое внимание экологическому воспитанию детей.
Публикация «Экологическое воспитание в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Целью экологического воспитания в нашей работе с дошкольниками подготовительной группы является формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
•Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
•Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
•Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Пути реализации:
•Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.
•Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
•Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.
•Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
•Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Предполагаемый результат:
- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
-воспитание защитников природы;
-творческая активность воспитанников;
- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.
Основные направления нашей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Оформлен книжный уголок, где дети самостоятельно могут рассматривать иллюстрации в тематических книгах, репродукции художников, энциклопедии. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.
При взаимодействии с детьми нами используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Это эксперименты с водой (свойства воды, очистка воды, круговорот воды в природе, свойство песка и почвы, воздуха и света). Экспериментирование е проводилось и как отдельное занятие, как элемент НОД, мастер-класс с родителями, родительское собрание с открытым НОД. Элементы экспериментирования проводились на прогулке: движение воздуха, таяние льда, радуга, мыльные пузыри.
Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки В. Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Стихи русских поэтов о природе, природных явлениях (А. С. Пушкин, С. Есенин, А. Плещеев, А. Фет, о животных, загадки, пословицы, поговорки и др. Беседы и описание картин известных художников: И. Левитан «Золотая осень», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рожь». В доступности для детей альбомы с репродукциями картин известных художников по лексическим темам экологической направленности.
Помогают в работе демонстрационный материал по лексическим темам. Для повышения качества своей работы включаем здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Пальчиковые и артикуляционные гимнастики, зарядка и разминки под музыкальное сопровождение и словесное, игры средней и малой подвижности, бодрящие гимнастики, закаляющие процедуры.
Весной вместе с детьми высаживаем лук и рассаду цветов на огороде на подоконнике, чтобы дети могли наблюдать и ухаживать за растениями.
Воспитатели и дети приняли участие в конкурсах по оформлению группы к началу учебного года, оформление группы к новому году, в конкурсе осенних поделок, принимают участие в районных конкурсах рисунков на экологические темы.
Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому нами активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Это сюжетно – ролевые игры «Пекарь», «Садовод», «Эколог», «Художники» и др. Театрализованные игры, инсценировки экологических сказок, русских народных.
Информационно-коммуникационные технологии:
Через мультимедийные презентации ярче проходят дидактические игры, игры-векторины. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.
Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа:
Аналитические занятия: НОД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники», «Цветы нашего детского сада". НОД по развитию речи: чтение художественной литературы, пересказ по картинам, НОД с элементами экспериментирования.
Беседы с детьми: «Знакомимся с Красной книгой», «Огонь – злейший враг леса», «Береги природу!» и др.
Экологический субботник силами детей и родителей, что способствует трудовому воспитанию и отличным примером для воспитанников.
Выставка рисунков «Земля - наш общий дом» (ко Дню Земли). Проведение наблюдений (за погодой, растениями, насекомыми, птицами) и игр на прогулке («Лиса и заяц!», «Спящая сова», «Море волнуется раз…», физических упражнений и эстафет.
Экологическая игра «Загадки природы» позволили узнать ответы на свои вопросы («Почему ветер дует?», «Почему зимой деревья спят?»). Такие вопросы были подготовлены родителями и воспитателями посредством анкетирования детей.
Просмотр видеороликов и научных познавательных фильмов, презентаций: «Как люди охраняют природу», «Зимующие и перелетные птицы» и многие другие по лексическим темам.
Изготовление поделок зкологической направленности –
1.«Гусеницы в груше» (гофрированные модели).
2.«Наш веселый огород, что здесь только не растет» ( аппликации :изготовление фруктов и овощей).
3.«Георгины» объемная аппликация
4.«Осенние фантазии» (из природного материала)
5.«Слоненок» (из пластилина)
6.«Лебедь» (из природного материала).
7.«Рябина» (квилинг, оригами).
8.«Хлеб – наше богатство» (изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста).
9. Рисование традиционное и нетрадиционное (натюрморт, пейзаж, анималистика, флористика).
В ходе проведенных мероприятий были получены положительные результаты:
1. Положительная динамика в успехах воспитанников, с которыми проводилась индивидуальная работа по образовательным областям.
2. Родители активно принимают участие в жизни группы и детского сада; посещают занятия и другие мероприятия с участием детей.
3. Мы смогли подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
4. Дети научились делать выводы, что необходимо любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого стоит делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия
5. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
6. Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
7. Сформированы начала экологической культуры детей;
8. Дети получают практические знания по охране природы;
9. Развиваются речевые навыки детей;
10. Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Список использованной литературы:
1. «Экологическое воспитание в детском саду», Даниленко Мария – 07.03.2020, URL : https://deti-club.ru/ehkologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu
2. «Природа и человек», Селдушева Анна – 05.03.2020 – URL :https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/11/20/zanyatie-po-ekologii-v-podgotovitelnoy-gruppe-na-temu
3. «Экологическое воспитание», Трусова Елена – 06.03.2020 URL : https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac09.htm