Барият Омаргаджиева
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Развивающая среда
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – это богатейшая кладовая,
неоценимое богатство для интеллектуального,
нравственного и речевого развития ребёнка.
В. А. Сухомлинский.
Экологическое воспитание-это сравнительно новое направление в педагогике, которое является частью большой работы по ознакомлению детей с природой.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, Развивающая среда» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Воспитание экологической культуры начинается с самого раннего детства, когда кроха впервые видит котенка и оказывается перед выбором. Погладить его или прогнать?
Малютка еще не знает как правильно поступить.
И именно от того как отреагируют взрослые «улыбнуться, (потешаться или огорчаться) будет зависеть каким вырастит малыш к братьям нашим меньшим. Мир природы нельзя познать по картинке, для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать что является его частью устанавливать связи между объектами природы необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.
В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях. Оформление уголка природы требует от воспитателя знаний программы и методики, а так же эстетического вкуса.
Уголок природы должен быть ярким и красочным; стеллажи, полки обязательно закреплены; календарь природы в каждой возрастной группе.
Самый ценный дидактический материал –это комнатные растения. Они являются обязательными обитателями уголка природы.
Цветы располагаются на уровне глаз ребенка.
Инвентарь для ухода за растениями:
Леечки, лопаточки, тряпочки, грабельки, фартуки, палочки для рыхления.
"Природный материал"
в контейнерах: песок, камешки разных размеров, ракушки, плоды и семена растений, перья, пшено, рис, греча, шишки, сухие растения, ГЕРБАРИЙ.
"Центр воды и песка"
в нем имеются:
1. Пластиковые контейнеры для воды и песка, фартуки;
2. Картотека игр с водой и песком;
Природный материал;
Емкости разной вместимости, песочная мельница, ложки, лопатки, грабельки, всевозможные формочки, штампы для печатания следов на песке, палочки, сито, мелкие игрушки для закапывания и отыскивания, сосуды для переливания, плавающие игрушки;
Лупа.
"Папка-передвижка"
В папке представлен весь необходимый тематический материал, необходимый для занятий, наблюдений, свободной и индивидуальной деятельности: загадки, стихи, игры, раскраски, разрезные картинки, консультации родителям, плакаты и так далее.
"Дидактические игры"
Дидактические игры представлены как настольными покупными, так и играми, созданными самостоятельно и с привлечением родителей: найди овощ и фрукт по семенам и косточкам, найди мою тень, третий лишний, выложи по контуру. Игры "Найди мою тень" и некоторые другие можно использовать многократно, применив Игровизор В. Воскобовича.
"Лепбук по экологии"
В лепбуке представлен весь необходимый материал по экологии : что нельзя делать на природе, запрещающие знаки, опыты, экологические сказки и игры, живая и неживая природа, игра-лабиринт, а также игра по сортировке отходов.
"Предметные и сюжетные картинки"
Дети знакомятся с особенностями внешнего вида и образа жизни рыб, насекомых, земноводных. Также имеется картотека картинок деревьев, растений, кустарников, овощей, фруктов и других тематик. Для свободного рассматривания детям предлагаются наборы игрушек, изображающие животных и их детёнышей, а также обитателей различных экологических систем (пруда, леса).
Оборудование для опытов исследований должно быть безопасным.
Значение уголка природы в ДОУ:
Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое. Развивается любознательность, логическое мышление внимание, наблюдательность.
Эколого-эстетическое значение :формируется видение красоты природы. Развивается творческое воображение.
3 Воспитательное значение : формируется нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе. (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, любовь к труду.)
4 практическое значение:
Приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств как трудолюбие и ответственность за порученное дело.
5 Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат в помещении. Увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.
Прогулки- главное время экологического воспитания детей.
Прогулки дают возможность накопить у детей представления о явлениях природы протекающих длительное время.
Дают возможность увидеть ежедневные изменения в погоде, в жизни растений и животных.
Доставляют радость от общения с природой.
Дети охотно играют в такие дидактические игры как «Как зовут тебя деревце?», «Четвертый лишний», Земля, воздух, вода.», «Природа и человек».
С удовольствием разучивают подвижные игры «Совушка», «Гуси-лебеди», «Море волнуется раз»и др.
Что значишь ты без трав и птиц
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты, наконец,
Врубаясь в мёртвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец!
С. И Кирсанов.