Светлана Томенко
Проблемы адаптации в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Проблемы адаптации в ДОУ»
Начало учебного года - трудная пора в детском саду. Дети-новички тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего ребенка. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а ведь воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, хоть на время успокоить ребенка, дать остальным передохнуть от крика новенького.
Публикация «Проблемы адаптации в ДОУ» размещена в разделах
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. С приходом в сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, наименее травматичным.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса :
1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).
3. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).
4. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :
• легкая адаптация : к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
• адаптация средней тяжести : поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервнопсихическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
• тяжелая адаптация : характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:
1-й вариант. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учереждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала. Респираторные заболевания - более трех раз сроком более 10-ти дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.
2-й вариант. Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопёкой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе.
Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждать и не допускать проявлений тяжелой адаптации.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приходит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:
Упрямство (причины) :
* перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
* стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
* привычная форма поведения избалованного ребенка;
* своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины) :
* отсутствие уважения взрослых к ребенку;
* реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;
* утомление от однообразной деятельности.
Лживость (причины) :
* болезнь, страх наказания;
* незрелость волевой сферы;
* желание привлечь к себе внимание, хвастливость.
Лень (причины) :
* неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия. (Бывает также, что у родителей нет терпения подождать, пока ребенок выполнит их просьбу, и они все делают за него);
* воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, постоянная критика ребёнка.
В проведении любого процесса в ДОУ главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Требования к созданию психологического микроклимата и эмоционального фона в группе:
1. Минимальное количество ограничений и запретов, кроме обязательных: не бить кого - либо; не ломать игрушки.
2. Предоставление, по возможности, максимальной свободы действий.
3. Обеспечение эмоциональной поддержки ребенка. Выполнение этого требования является условием, при котором у ребенка формируется чувство «безопасности».
4. Создание и представление возможности «выплеска» – то есть таких условий, которые способствуют тонической сбалансированности эмоций.
5. Обеспечение только необходимой актуальной помощи ребенку со стороны взрослого, отсутствие прямого контроля и прямого дидактизма.
6. Отсутствие жесткого оценочного фиксирования деятельности ребенка.
7. Демонстрация положительного эмоционально выраженного отношения к детям.
8. Постоянное внимание по всем аффективным проявлениям ребенка.
9. Превалирование приоритета в системе общения: «ребенок – ребенок» и использование лишь по мере необходимости системы общения «ребенок – взрослый». Это требование обусловлено тем, что потребность в самовыражении и в самоутверждении особенно ярко проявляется в совместной деятельности сверстников, где их одобрение как и осуждение более эмоционально значимы для ребенка. Сверстник имеет близкие: интересы, общие переживания, одинаковый уровень возможностей.
Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Родители часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. Малыш тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом, привычным для него укладом жизни и испытывает множество трудностей. Для того чтобы облегчить этот период, сделать его менее болезненным и узнать об интересах, привычках детей, о состоянии их здоровья, об уровне развития, о том, как спит ребенок, любит ли он играть, трудиться, - необходимо тесное сотрудничество с родителями и проведение анкетирования.
В первые дни следует предлагать ребенку помощь и оказывать её, когда это нужно ребенку. Если ребёнок не умеет или не хочет, например, сам одеваться, ему следует помочь, сказав при этом: «В детском саду принято одеваться самим, без посторонней помощи, но сейчас я тебе помогу, а скоро ты сам научишься это делать.»
Помните, что дошкольнику необходимо регулярно повторять последовательность операций при различных видах деятельности, особенно для младших дошкольников. В большинстве случаев успешнее проходит обучение в совместной деятельности со взрослым.
Старайтесь добиться доверительных отношений с ребенком. Помните, что от этого во многом зависит характер адаптации. Если воспитатель будет нравиться ребенку, то многие проблемы, связанные с приходом в детский сад, будут сняты.
Для детей старшего возраста имеют большое значение способы вхождения их в ролевую структуру группы. Важно, чтобы воспитатель помог ребенку не только познакомиться со всеми детьми группы, но и организовал такие виды совместной деятельности, которые помогли бы новенькому ребёнку почувствовать себя членом коллектива сверстников.
Правила проведения игр – занятий в адаптационный период :
1. Дети добровольно участвуют в игре.
2. Взрослый должен быть непосредственным участником игры, причем самым активным, эмоциональным и позитивно настроенным.
3. Игры необходимо повторять многократно.
4. Наглядный материал для игр не должен быть повседневным, обыденным.
5. Не оценивайте детей в игре, дайте им проявить, выразить себя.
Использованные материалы:
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт. -сост. Белкина Л. В. - Воронеж «Учитель», 2006. - 236 с.
2. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб. ; Речь, Образовательные проекты; М. : Сфера 2010. – 128 с. (илл.)
3. Дополнительная общеразвивающая программа по адаптации и развитию детей в условиях ДОУ «Здравствуй, детский сад!». Сост. Минибаева С. В.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерные игры в адаптационный период :
• «Давайте познакомимся!».
Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель называет свое имя и имя ребенка, которому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры.
• «Раздувайся, пузырь».
Дети вместе с воспитателем делают тесный кружок – это сдутый пузырь.
Взявшись за руки, начинают произносить слова, постепенно расширяя круг:
«Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!»
Затем ведущий говорит: «Хлоп!» – пузырь лопается, все дети сбегаются к центру или разбегаются по группе (разлетелись пузырьки).
• «Расскажи стихи руками».
Эта игра помогает детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений. Воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, затем - еще раз, повторяя движения вместе с детьми.
Примеры стихотворений :
Заинька - зайка (прыжки, имитация движений зайца,
Маленький зайка (садятся на корточки, показывают расстояние от пола,
Длинные ушки (приставляют ладошки к голове,
Быстрые ножки (побежали)
Заинька - зайка
Маленький зайка (движения повторяются,
Деток боишься (обхватывают себя руками, изображая страх, дрожат,
Зайка - трусишка.
• «Найди игрушку».
Ведущий прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала это не так сложно, например: «Игрушка лежит в раздевалке на подоконнике». Затем - сложнее, например: «Игрушка в спальной, под подушкой на Надиной кроватке». Можно загадывать и так: «Мишка в раздевалке вешает штанишки в Ирин шкафчик», «Кукла моет посуду» и т. п.
• «Иди ко мне»
Ход игры: Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, воспитатель обнимает его: «Ах, какой хороший ко мне Коля пришел!». Игра повторяется.
• «Хоровод с куклой» (проводится с двумя - тремя детьми)
Материал: кукла средних размеров.
Ход игры:
Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит каждого по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию. Вариант: игра проводится с мишкой.