Яна Александрова
Актуальные проблемы использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире, в т. ч. и в России, существует проблема ухудшения здоровья людей, поэтому встает вопрос о превентивной работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ, которую необходимо начинать с самого раннего детства. И в связи с этим пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов ДОУ. При каких условиях она будет эффективна?
Публикация «Актуальные проблемы использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ,» размещена в разделах
Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Получив необходимую помощь от врача, выздоровев, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И. И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени". И в этом случае необходима системная работа с родителями, в ходе которой корректируется их собственная воспитательная позиция. Нужно констатировать, что ни одна, даже самая эффективная здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй, без вовлечения родителей в образовательную деятельность. Для этого можно использовать различные формы работы, такие как открытые занятия с детьми для родителей; круглые столы, консультации, педагогические беседы с родителями, общие и групповые родительские собрания, выставки совместных творческих работ детей и родителей, участие родителей в подготовке и проведении спортивных праздников, физкультурных досугов; совместное моделирование развивающей предметно-пространственной среды и т. д. Помимо этого, необходимо размещать информацию, связанную со здоровьем ребенка, профилактикой различных нарушений и др. на наглядных стендах, в папках-передвижках. Все это может позволить сделать родителей активными участниками образовательных отношений, а также сформировать у них ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, привить стойкую мотивацию к ведению совместного здорового образа жизни всей семьи.
Во-вторых, можно констатировать сужение понятия "здоровье". Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект. Поэтому, наряду с такими традиционными формами, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей, как НОД «Физическое развитие», утренняя, дыхательная, пальчиковая гимнастика, подвижные, спортивны игры и т. д., необходимо рассматривать как здоровьесберегающие технологии и элементы сказкотерапии, арт-терапии, коммуникативные игры, игровые тренинги и др., направленные на социальную адаптацию детей, формирование у них психоэмоционального благополучия.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий всеми педагогами ДОУ (воспитателем, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре) будет более эффективным, когда они направлены не только на физическую, но и социально-психологическую, а также духовно-нравственную составляющую здоровья ребенка.