Елена Кулиш
Программа по художественно-эстетическому развитию детей с ОВЗ «Ожившие камни»
▼ Скачать
Тема: «Ожившие камни»
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Особую актуальность приобретает воспитание у детей с ОВЗ художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Поэтому, в нашем учреждении одним из направлений является художественно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями.
Публикация «Программа по художественно-эстетическому развитию детей с ОВЗ „Ожившие камни“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Система работы по художественно-эстетическому развитию предполагает тесное сотрудничество воспитателей и всех специалистов РЦ. Для каждого сотрудника центра определены направления работы в области художественно-эстетического образования.
Мной была разработана и внедрена в коррекционную работу с детьми с ОВЗ программа «Ожившие камни».
Одной из целью для педагогического коллектива РЦ является создание системы работы по художественно-эстетическому развитию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка с ОВЗ и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
• Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития детей с ОВЗ.
• Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
• Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей с ОВЗ.
Система работы по художественно-эстетическому развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
• создание условий для художественно-эстетического развития (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно-развивающей среды);
• организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
• координация работы с другими учреждениями и организациями (работа с социумом).
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в РЦ является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.
Группа «Звездочка» эстетически оформлена. Созданная развивающая предметно-пространственная среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
В группе имеется центр изобразительной деятельности, где находятся дидактические игры, картотеки, альбомы для рассматривания.
Были изготовлены дидактические игры из камушков: («Конструктор», «Домино», «Овощи, фрукты», «Чудо машинки», «Крестики-нолики»).
Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому развитию является организация образовательного процесса, которая строится в трех направлениях:
• организованная деятельность (занятия, развлечения, индивидуальная работа, игры);
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
В процессе коррекционных занятий использовались различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организаций занятия:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
подготовительный – (сбор информации, распределение ролей);
планирование работы – (распределение обязанностей, разбиение на группы, выработка плана действий);
работа в группах – (подбор материала, красок, обсуждение данного эскиза);
исследовательский – (дети находили пути последовательности работы, решали проблемную ситуацию, как изготовить сувенир, выбирали материал, анализировали свою деятельность).
Занятия строились так, чтобы теоретические вопросы на каждом занятии, чередовались с практическими, были тесно с ними связаны. Теоретические занятия проводились в виде презентаций, бесед и рассказов в занимательной форме (сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки», П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», стихи, пословицы, загадки). Во время проведения занятий, для детей с ОВЗ, использовать игровые моменты, динамические паузы, физкультминутки, дидактические игры, задания-эксперименты (выложите камни в ряд от самого большого до самого маленького; найдите самый большой и маленький; камни на ощупь. Какие они? Найдите гладкий камешек и шероховатый; рассмотрите камень через лупу, что видим? (трещинки); сравните камешек и пластилин. Сожмите. Что произошло? Изменилась ли их форма? Вывод: камень твердый, а пластилин мягкий; проверим камень на твердость. Поцарапайте камень ногтем. Попробуйте поцарапать камень монетой. Что можно сказать о камне, какой он?; могут ли камни звучать? Постучите ими друг о друга. Что они издают?; “Тонет – не тонет”).
Практическая работа велась согласно календарно-тематическому плану.
Выполнялись работы по следующим темам: «Кисть рябины», «Морковь», «Яблоко и груша», «Береза», «Грибочки», «Жук», «Листочки», «Пингвин», «Снежинка», «Посуда», «Ёлка», «Новогодние свечи», «Снеговик», «Снегирь», «Машины», «Инструменты для папы», «Самолет», «Сова», «Кораблик», «Тюльпаны для мамы», «Клубничка», «Мебель», «Паровоз», «Ракета», «Домик на берегу моря», «Морская звезда», «Одуванчик», «Танк», «Лиса», «Барашек».
Все дети талантливы, поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах:
• дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной деятельности;
• участвуют в выставках и конкурсах.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка с ОВЗ необходимо сотрудничество с родителями. Сотрудничество с родителями строится по двум направлениям:
1. Вовлечение семьи в коррекционный и воспитательный процесс, организованный учреждением.
2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, круглый столы, деловые игры.
Реализация программных мероприятий невозможна без сотрудничества с родителями. Связь с родителями воспитанников осуществлялась на протяжении всего года. Основные направления работы с родителями были: привлечение родителей к созданию условий в семье способствующей наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми в РЦ; просветительская работа с родителями в форме практикумов (дистанционно, консультаций, викторин, наглядной информации, анкетирования. Бали подготовлены информационные листы: «Удивительные камни»; «Рисуем вместе с детьми на камушках», «Занимательные опыты с камнями».
Достижение задач работы учреждения по художественно-эстетическому направлению реализуется на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры. Воспитанники ежегодно принимают участие в муниципальных и региональных конкурсах детского творчества, где занимают призовые места.
Таким образом, правильно организованная система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей с ОВЗ, создание условий для эстетического воспитания, организация коррекционно-воспитательного процесса – способствует развитию художественно-эстетических способностей детей с ОВЗ, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, – формирует духовно богатую, всесторонне развитую личность.