Калугина Марина Николаевна
Мир поэзии для детей 6–7 лет. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится
к гармонии русского слова, сердце преисполнится
чувством изящного, пусть поэзия действует
на них так же, как и музыка».
В. Г. Белинский
Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, обыденности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. Поэзия развивает ум, затрагивает чуткое человеческое сердце и самые потаённые уголки души.
Публикация «Мир поэзии для детей 6–7 лет, Опыт работы» размещена в разделах
Я, как педагог дошкольного учреждения, считаю, что на протяжении всего дошкольного детства одной из главных задач является ознакомление детей с художественной литературой, разными ее жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий.
Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а так же решает задачи формирования звуковой культуры речи, помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.
К сожалению, из личного педагогического опыта я знаю, что всё чаще приходится сталкиваться с детьми, в семьях которых равнодушно относятся к чтению художественной литературы, а иногда, совсем не заслуженно, совершенно не уделяют внимания поэтическим произведениям.
Вряд ли среди нас, взрослых, найдется тот, кто скажет, что не любил в детстве слушать и заучивать стихотворения. Я говорю о радостных минутах, когда мама или другой близкий человек, читали нам старого и доброго «Мишку косолапого», который на протяжении многих десятилетий ходит по лесу, «Зайку», оставленного хозяйкой, вызывавшего в наших маленьких сердцах чувство сострадания и жалости, «Петушка», который до сих пор «рано встает, деткам спать не дает». Помните? Современным детям это также необходимо. И мы должны понимать это, хоть жизнь порой заставляет нас думать о других, вовсе не веселых, вещах.
Значение детской поэзии очень велико в формировании ребенка, как личности. Поэзия раскрывает перед детьми огромный мир и самые первые знания о человеке, животных, природе и Родине. Заучивая наизусть лучшие стихи для детей, человек с малых лет узнает, что такое добро и зло, справедливость, человечность и дружба. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, обретается внутренняя гармония и формируется культурный уровень маленького человека. Стоит ли объяснять, насколько это важно?
Считаю, что опыт моей работы, направленный на формирование у детей интереса к поэзии и умения выразительно читать стихи, поможет моим воспитанникам приобщиться к миру общечеловеческих культурных ценностей, стать добрыми, умными, образованными людьми, что является одним из главных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Цель:
• Приобщение детей к миру культуры и воспитание художественного вкуса через формирование у детей интереса к поэзии.
Задачи:
• Воспитывать внимание, интерес и чуткость к художественному слову в литературном произведении, учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
• Формировать желание и умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
• Посредством поэзии способствовать формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения.
• Через взаимодействие с семьей способствовать развитию художественно-творческих способностей детей, развивать познавательную активность.
Ожидаемый результат
Ребенок –
• яркая личность, индивидуальность проявляет интерес к поэтическим литературным произведениям
• он любит и умеет выразительно читать стихи, он умеет преодолевать сценическое волнение
• у него сформированы нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения
•
Сотрудничество с семьёй
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного принятия таким, какой он есть.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. А ведь так важно помочь родителям понять, что развитие у ребёнка интереса к художественной литературе, а в частности поэзии, не должно идти стихийным путем.
Поэтому главной целью своей работы в сотрудничестве с семьёй считаю профессиональную помощь родителям в просвещении, а так же в осознании значимости формирования у детей дошкольного возраста интереса к поэзии и умения выразительно читать стихи.
• В течение всего учебного года в родительском уголке постоянно пополняется картотека стихов, считалок, пальчиковых игр, потешек, физминуток, мирилок, закличек, скороговорок, чистоговорок, которые мы разучиваем с детьми в детском саду. И если ребёнок по какой-то причине пропустил детский сад, у родителей всегда есть возможность разучить текст с ребёнком дома.
• Немалую роль в работе с родителями играют : консультация «Книга – лучший друг»; заседание клуба «Заботливых родителей»; Творческая мастерская «Книжки-малышки»; Выставка «Учите вместе с нами» и др.
• Анкетирование — одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам. Анкетирование помогает получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. Анализ анкет всегда показывает заинтересованность и просвещенность родителей каждой семьи. За несколько лет работы по формированию у детей интереса к книге мною было проведено различное анкетирование родителей «Традиции семейного чтения», «Восприятие книги ребёнком», «Книга в жизни ребёнка»
• Одной из удачных форм работы считаю проведение акции «Книга в подарок группе». Для чего мы решили провести эту акцию? В первую очередь мы хотели привлечь внимание родителей к книге, как к источнику позитивного влияния на эмоциональное состояние детей. В акции приняли участие все семьи группы, некоторые изъявили желание принести книги для малышей, которые дети с гордостью подарили детям ясельной группы. Рассматривая каждую принесенную книгу, мы объясняли детям, какой вклад внесли авторы, печатники, художники, переплетчики в создание книги. Пополнение нашей библиотеки новыми сказками, стихами, рассказами доставило детям большую радость.
• Также все семьи обычно принимают активное участие в тематических выставках книг в группе, вот некоторые из них: «В мире много сказок», «Стихи и сказки К. И. Чуковского», «Стихи А. Барто», «Книги о животных», «Моя любимая книга», «Творчество А. С. Пушкина», «Моя любимая книга Н. Носова», «Книги стихов разных детских поэтов», «Книги произведений С. Я. Маршака».
• При отсутствии необходимых книг дома, родители вместе с детьми посещали детскую библиотеку, а некоторые приобретали новые книги, тем самым пополняя домашнюю библиотеку ребёнка. Некоторые родители стали активными участниками конкурса «Книга, сделанная своими руками» внутри детского сада и даже заняли призовые места.
• Для красочного восприятия поэтических произведений о природе, животном и растительном мире, необходим огромный багаж разнообразных впечатлений детей. Поэтому довольно часто использую в своей работе прогулки в экологический уголок, провожу наблюдения. С этих прогулок дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине. Новые знания и впечатления, пережитые детьми, помогают им в правильном восприятии поэтических произведений, а также в выразительном их исполнении.
• Наряду с прогулками родители принимают активное участие в совместном посещении экскурсий и тематических занятий в Краеведческом музее, детской библиотеке, выставок в художественной школе, студии «Домовушка».
• Считаю очень важным фактором раскрытие творческих способностей детей в детской аудитории. Для этого мы организуем литературные вечера с участием детей других групп, посещаем группы детей раннего и младшего возраста с театрализованными представлениями, концертами и чтением стихотворений.
• Таким образом, считаю, что, используя позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами, все участники получают хороший стимул к сотрудничеству, появляется желание украшать и улучшать мир вокруг себя, остаётся удовлетворение от совместной работы и общения. А главное - дети получают массу положительных впечатлений, дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности с первых лет жизни.
Формы работы с детьми :
Слайд 1. ООД. Знакомство с писателем С. Я. Маршак- биография, чтение стихотворения «Вот какой рассеянный.»; инсценировка отрывка из произведения.
Слайд 2. Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа-милиционер».
Слайд 3. Наблюдение на прогулке и чтение с детьми стихотворений С. Есенина «Поёт зима аукает», чтение И. Суриков «Зима».
Слайд 4. ООД по ХЭР (рисование) Тема «Воробей» к стихотворению Н. Рубцова «Воробей». Акция «Покормим птиц».
Слайд 5. Игра «Мои любимые поэты» (за круглым столом)
Слайд 6. Знакомство с творчеством поэтессы Муринского края- Ириной Леонтьевой. Чтение произведений. ООД по ХЭР (лепка) Тема: «Верный мой друг-Тузик».
Слайд 7 Калейдоскоп «Мои любимые стихи»; Чтение стихотворений детьми.
Форма работы с родителями :
• Слайд 1. Консультация: «Как учить стихи с ребёнком»
• Слайд 2. «Чтение в кругу семьи», «Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным»
• Слайд 3. «Домашний театр», «Произведения для инсценирования с детьми
• 4-5 лет»
• Слай4. Выставка «Учите вместе с детьми»
• Слайд 5. Творческая мастерская «Книжки – малышки»
• Слайд 6. Студия «Домовушка»