Ольга Апалькова
Методы формирования финансовой компетентности
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад: «Методы формирования финансовой компетентности».
Апалькова О. Е,воспитатель.
1. Актуальность.
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.
Публикация «Методы формирования финансовой компетентности» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы познакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада, а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
2. Описание форм и методов проведения занятий.
Знания по экономике даются в различных формах : занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:
Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
Методы формирования финансовой компетентности можно представить четырьмя группами: методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции и уточнения представлений детей о мире.
Методы, повышающие познавательную активность:
- элементарный и казуальный анализ;
- сравнение;
- метод вопросов;
- метод повторения;
- решение логических проблем;
- экспериментирование и опыты.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:
- игровые;
- сюрпризы и моменты новизны.
Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- перспективное планирование.
Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:
-индивидуальная беседа,
- сравнительный анализ,
- оценка,
- разъяснение,
- воображаемая ситуация,
- совместный поиск выхода из ситуации,
- проигрывание положительных ситуаций,
- обсуждение способа действия,
- прием опосредованного воздействия.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок, как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Существенной особенностью совместной партнерской деятельности взрослого и детей является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей. В то же время партнерская взросло-детская активность открыта для перепроектирования в соответствии с интересами детей и их субкультурой, которые проявляются и реализуются в свободной детской деятельности.
Применение сюжетно-ролевых игр, как эффективная форма работы с детьми в сфере экономического воспитания. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых и вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д. Например, могут быть проведены игры на следующие темы: магазин, почта, парикмахерская, ателье, банк, туристическая поездка, семья и др.
Совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности, подготовленных исходя из возрастных ограничений.
Свободная самостоятельная деятельность детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей - игры, рисования, лепки, конструирования, а также предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги, художественные альбомы, материалы для дидактических упражнений.
3. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Работа по данному направлению обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Воспитатель на протяжении всего периода обучения оказывает воспитанникам поддержку, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощряет различные виды самоутверждения и самовыражения.
Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется с помощью: создания условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности; создания условий для выражения своих чувств и мыслей, принятия детьми решений; поддержки инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности.
Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.
Примером поддержки детской инициативы служит создание условий для творческого развития детей, такие как участие в творческих конкурсах рисунков ( примеры тематик: моя будущая профессия, я помогаю близким, мои добрые дела, а также конкурс творческих работ, поделок ( примеры тематик: мой товар на ярмарку, игрушка своими руками.