Татьяна Прохорова
Повышение эффективности воспитательной системы школы посредством использования инновационных подходов к учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Повышение эффективности воспитательной системы школы через использование инновационных подходов к учебно-воспитательной деятельности»
…Творчество есть необходимое условие существования,
и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена
хоть йота нового, обязано своим происхождением
творческому процессу человека…
Л. С. Выготский
За последние пятнадцать лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий. Поставив личность ребенка в центр школьного мироздания, многие педагоги, творчески работающие в условиях модернизации школы, органично вписались в новые образовательные процессы, направленные на создание условий востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, применение знаний на практике, на умения самостоятельно добывать знания, оценивать явления жизни, выстраивать успешный личный маршрут развития личности. В настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России.
Публикация «Повышение эффективности воспитательной системы школы посредством использования инновационных подходов к учебной деятельности» размещена в разделах
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Президент Российской Федерации В. В. Путин сформулировал стратегические ориентиры воспитания : «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Программа воспитания нашей школы построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Целью Программы воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Общие задачи воспитания классифицированы по направлениям (патриотическое, здоровье сохраняющее, трудовое, художественное, духовно-нравственное, коммуникативное, познавательное направление, каждое из которых раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России, и основано на определенной системе базовых национальных ценностей.
В состав воспитательной системы школы входят : образовательная деятельность, внеурочная образовательная деятельность и внеучебная деятельность.
Одним из путей совершенствования воспитательной работы в наше школе является освоение воспитателями продуктивных педагогических идей. Использование инновационных педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Практика показывает, что иногда воспитатели нашей школы испытываются затруднения при постановке развивающих и коррекционных целей в воспитательных занятиях, планировании путей их осуществления. При анализе занятий внимание, как правило, акцентируется на образовательных и воспитательных целях и способах их решения.
Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а, в первую очередь, воспитание, развитие личности и ее социализация. Обучение формирует у обучающихся определённые взгляды, убеждения, способствует развитию жизненно-важных качеств личности. Особое внимание мы уделяем повышению статуса воспитательной работы, изменения ее идей, подходов, принципов и характера. Однако воспитательный процесс необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания, только в этом случае результат будет соответствовать цели.
Достичь этого поможет активное использование инновационных воспитательных технологий в учебно-воспитательной деятельности.
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и мето-дик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитание – сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Успех воспитания зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют отношения между воспитанником и педагогом.
Результатом воспитания выступают личностные изменения человека, выражаемые в системе отношений к миру, к обществу и к самому себе.
В методической литературе описывается множество воспитательных технологий, которые используются воспитателями нашей школы. Напомним основные положения отдельных воспитательных технологий и остановимся на тех, которые активно используют в своей работе наши воспитатели.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты :
• Диагностирование
• Целеполагание
• Проектирование
• Конструирование
• Организационно – деятельностный компонент
• Контрольно – управленческий компонент
Содержанием воспитательных технологий являются :
• Научно обоснованные социализированные требования
• Передача социального опыта
• Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
• Социализированная оценка обучающегося
• Организация творческого дела
• Создание ситуации успеха
Инновационными технологиями можно считать внедряемые в настоящее время в воспитательную работу разнообразные новые методы, направления, системы, так как они, как правило, кардинально изменяют воспитательную систему школы.
В методической литературе описывается множество воспитательных технологий, которые используются с педагогической практике. Перечислю и остановлюсь подробнее на некоторых технологиях, которые используют в своей работе воспитатели нашей школы.
Каждая конкретная технология имеет собственное назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке.
Интерактивные технологии. В настоящее время они являются, пожалуй, самыми востребованными и очень актуальны при дистанционном обучении. В основном используется в старших классах. Среди них можно выделить: эвристическая беседа; дискуссия, дебаты; конференции; деловые игры; технология моделирования или метод проектов. Примером использования данной технологии могут служить элементы воспитательного занятия или мероприятия-онлайн викторины, тесты, кроссворды и т. д.
Технология проектов. Организация исследовательской деятельности. Данная технология позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Ребенок видит реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности. Осознают, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения. В проекты вовлекаются родители, что тоже немаловажно. Роль проектной деятельности во внеклассной и внеурочной работе является неотъемлемой частью воспитательного процесса в классе.
Типы проектов: творческие (Новогодний плакат, Новогодняя игрушка и т. д., информативные (стенгазеты и плакаты по здоровому образу жизни, ОБЖ, «Нет наркотикам» и т. д., исследовательские, предметные (по какому либо предмету.) Например, Гонтарев Виктор делал мини-проект по истории, во внеучебное время, о своем дедушке. Защита была приурочена к 23 февраля.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Сроки реализации проектов в условиях нашей школы : месяц, неделя, несколько дней.
Технологии Арт-терапии. Воспитание, развитие личности осуществляется средствами искусства. В настоящее время в школе на воспитательных занятиях и некоторых общешкольных мероприятиях применяются технологии Арт-терапии. Они являются эффективными в учебно-воспитательном процессе.
Техники и приемы: музыкотерапия (воспитательные занятия, общешкольные мероприятия различной направленности, кружковая работа и т. д., сказкотерапия (воспитательные занятия, КВД, тематические и профилактические беседы, фотоколлаж (воспитательная неделя, кружковая работа, воспитательные занятия, мероприятия с практическим выходом, КТД, изобразительная (выставки, конкурсы различного уровня и т. д.) и другие.
Положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; будят воображение, развивают образное мышление, расширяют кругозор; заставляют проживать изучаемый материал; умственное воспитание переплетается с социальным, эстетическим и т. д.
Конкурсы рисунков, плакатов, создание таматических фотоколлажей и д. т
Технология «Портфолио» - одна из форм личностно-ориентированного КТД. Портфолио позволяет судить не только об учебных, творческих, но и коммуникативных достижениях обучающегося. В этом случае акцент перемещается с оценки на самооценку. Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс обучающегося, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность, уровень осознания ими своих целей и возможностей.
Хочу предложить проводить ежегодный конкурс «Лучшее портфолио» среди обучающихся начальной и основной школы. Обучающийся должен будет максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио. Рассматриваться должны не только успехи в учебе, но и внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.
Здоровьесберегающие и оздоровительные технологии. Необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам его сохранения. Использование данной технологии в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Воспитатели нашей школы регулярно проводят на самоподготовке физкультминутки и динамические минутки, гимнастики для глаз, пальчиковые гимнастики для Брайлистов; беседы по правилам здорового питания и профилактике болезней, регулярные оздоровительные прогулки на свежем воздухе, спортивные часы, обеспечивают двигательную активность во время прогулок.
Здоровьесберегающие технологии:
это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся;
это создание благоприятного психологического климата;
это охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Коллективное творческое дело (КТД). Форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений. Так же данная форма работы с детьми позволяет проводить воспитательную работу. КТД – это отличный способ занять детей и обучить их новым навыкам, познать новое. Результатом грамотного осуществления КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.
В развернутом виде КТД имеет 6 этапов:
• Совместное решение о проведении дела;
• Коллективное планирование;
• Коллективная подготовка;
• Проведение дела;
• Коллективный анализ;
• Результат.
КТД известно по крайней мере 30 лет, не говоря о педагогике последнего десятилетия. Однако мало лишь зафиксировать факт существования технологии КТД. Необходимо развести два его типа, создающие как результат два типа активности школьников : классическое КТД и личностно-ориентированное КТД. Активность школьников в классическом КТД воспринимается детьми и педагогами как общая. В личностно-ориентированном КТД результат все тот же, но акцент другой - «моя активность», «мой вклад», «дело для меня» :
Технологические отличия личностно-ориентированного КТД:
• на этапе целеполагания - поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?
• на этапе планирования - подчеркнутое авторство идей, планирование индивидуальных проектов (можно работать не в группе, а индивидуально);
• на этапе подготовки - добровольность принятия на себя поручений (если отсутствуют добровольцы - выполняет учитель, поручения подчеркнуто индивидуальные и т. д. ;
• на этапе проведения - выполняются индивидуальные задания, поручения; направленность общих дел на конкретных ребят;
• на этапе анализа - что тебе дало участие в этом деле? Какие чувства вызвало? Помогло ли оно что-то понять в себе?
Технологический результат КТД - опыт позитивной совместной активности. Факт такой активности - это участие конкретного школьника в совместном планировании, в проведении дела, в его анализе.
Вот некоторые виды коллективных дел проводимых в нашей школе :
• Трудовые КТД («Трудовой десант», «Чистый двор», «Подарим жизнь книжке», «Сделаем наш дом красивей и уютней», «Помоги пернатому другу»)
• Интеллектуальные КТД (брейн-ринг, «Природоград», «Наука спасет мир» и т. д.)
• Художественные КТД («Портрет моего педагога…», «Мастерская Деда Мороза», «Новогодний плакат», «Краски осени», «Новогодняя гостиная», Мастер-класс «Букетик мимозы к 8 Марта» и т. д.)
• Спортивные КТД (Спартакиада приуроченная ко дню школы, дни здоровья).
Деловая игра. Метод имитации принятия решений в различных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей.
Структура игры: этап подготовки; разработка игры; постановка проблемы, целей; групповая работа над заданием; анализ и обобщение; рефлексия – оценка и самооценка работы.
В практике примером данной технологии служит –заседание классного совета, совет школы и т. д. Данная технология реализуется в нашей школе в таких мероприятиях, как выборы классного, школьного самоуправления, День самоуправления и пр.
Информационно-коммуникационные технологи (ИКТ). Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ОВЗ необходимо овладевать основами компьютерной грамотности, учиться работать в компьютерных программах Word, Paint, PowerPoint, голосовой помощник поиска информации через приложение «Алиса» для слабовидящих и незрячих. Организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи, из множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств.
Воспитателями школы в учебно-воспитательном процессе используются :
• использование мультимедиа презентаций;
• тестовые технологии (презентации);
• аудиовизуальные технологии (видеоролики, аудиозаписи).
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация воспитательного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления и анализа информации.
На всех общешкольных мероприятиях и воспитательных занятиях мы используем метод презентаций, как способ интересного и современного преподнесения информации.
Использование компьютерных и аудио – визуальных технологий в организации вне-классных воспитательных мероприятий стало неотъемлемой частью воспитательного процесса, значительно повышающего его качество, делают его более современным, разнообразным и насыщенным.
Очень интересна шоу технология. Различные шоу-программы сегодня демонстрируют телеканалы. «Музыкальный ринг», «Поле чудес», классический КВН - все эти программы хорошо знакомы зрителям. Что общего мы можем наблюдать в их проведении? По крайней мере, три особенности: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал», соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий. Все три особенности - обязательные признаки. Поэтому к шоу-программ не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности, проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену», коллективные творческие дела (нет «зала» и «сцены»; сценарий разрабатывают не отдельные организаторы, а все участники дела).
В любом развё рнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов. В чем специфика шоу-технологии в каждом из этих блоков?
На этапе подготовки: решение принимается педагогом (организаторами) на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы; планирование, проектирование осуществляется педагогом или активом ребят.
Реализация проекта, плана, проведение праздника основаны на использовании элементов соревновательности, импровизации игры, приемов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
Анализ итогов проводится в лучшем случае на уровне организаторов (педагогов и актива ребят). Анализ шоу его рядовыми участниками либо не проводится вообще, либо рассматривается как необязательный.
Можно говорить о трех основных психологических механизмах шоу: эмоциональном заражении, соревновательности и импровизации. Эмоциональное заражение - передача, изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном восприятии. Сила соревновательности имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Импровизация, когда сейчас, здесь надо что-то додумать, сделать, ответить, также важный механизм шоу. Импровизация создает интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.
В нашей школе традиционно проводилось, в предыдущие годы, ток-шоу КВН. Приурочено было к Новому году. К большому сожалению, в последние годы, из-за недостаточного количества детей старшего возраста оно не проводится.
Были описаны лишь некоторые из инновационных подходов, применяемых воспитателями в учебно-образовательной деятельности нашей школы, но можно сказать, что активное внедрение в воспитательный процесс инновационных подходов сейчас является одним из приоритетных направлений работы.
Использование инновационных подходов к учебно-воспитательной деятельности позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов воспитательно-образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.
Воспитателю XXI века нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательной деятельности.