Приложение МААМ

Повышение эффективности воспитательной системы школы посредством использования инновационных подходов к учебной деятельности

Татьяна Прохорова
Повышение эффективности воспитательной системы школы посредством использования инновационных подходов к учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Повышение эффективности воспитательной системы школы через использование инновационных подходов к учебно-воспитательной деятельности»

…Творчество есть необходимое условие существования,

и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена

хоть йота нового, обязано своим происхождением

творческому процессу человека…

Л. С. Выготский

За последние пятнадцать лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий. Поставив личность ребенка в центр школьного мироздания, многие педагоги, творчески работающие в условиях модернизации школы, органично вписались в новые образовательные процессы, направленные на создание условий востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, применение знаний на практике, на умения самостоятельно добывать знания, оценивать явления жизни, выстраивать успешный личный маршрут развития личности. В настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России.

Публикация «Повышение эффективности воспитательной системы школы посредством использования инновационных подходов к учебной деятельности» размещена в разделах

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Президент Российской Федерации В. В. Путин сформулировал стратегические ориентиры воспитания : «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Программа воспитания нашей школы построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Целью Программы воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Общие задачи воспитания классифицированы по направлениям (патриотическое, здоровье сохраняющее, трудовое, художественное, духовно-нравственное, коммуникативное, познавательное направление, каждое из которых раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России, и основано на определенной системе базовых национальных ценностей.

В состав воспитательной системы школы входят : образовательная деятельность, внеурочная образовательная деятельность и внеучебная деятельность.

Одним из путей совершенствования воспитательной работы в наше школе является освоение воспитателями продуктивных педагогических идей. Использование инновационных педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

Практика показывает, что иногда воспитатели нашей школы испытываются затруднения при постановке развивающих и коррекционных целей в воспитательных занятиях, планировании путей их осуществления. При анализе занятий внимание, как правило, акцентируется на образовательных и воспитательных целях и способах их решения.

Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а, в первую очередь, воспитание, развитие личности и ее социализация. Обучение формирует у обучающихся определённые взгляды, убеждения, способствует развитию жизненно-важных качеств личности. Особое внимание мы уделяем повышению статуса воспитательной работы, изменения ее идей, подходов, принципов и характера. Однако воспитательный процесс необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания, только в этом случае результат будет соответствовать цели.

Достичь этого поможет активное использование инновационных воспитательных технологий в учебно-воспитательной деятельности.

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и мето-дик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитание – сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Успех воспитания зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют отношения между воспитанником и педагогом.

Результатом воспитания выступают личностные изменения человека, выражаемые в системе отношений к миру, к обществу и к самому себе.

В методической литературе описывается множество воспитательных технологий, которые используются воспитателями нашей школы. Напомним основные положения отдельных воспитательных технологий и остановимся на тех, которые активно используют в своей работе наши воспитатели.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты :

• Диагностирование

• Целеполагание

• Проектирование

• Конструирование

• Организационно – деятельностный компонент

• Контрольно – управленческий компонент

Содержанием воспитательных технологий являются :

• Научно обоснованные социализированные требования

• Передача социального опыта

• Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

• Социализированная оценка обучающегося

• Организация творческого дела

• Создание ситуации успеха

Инновационными технологиями можно считать внедряемые в настоящее время в воспитательную работу разнообразные новые методы, направления, системы, так как они, как правило, кардинально изменяют воспитательную систему школы.

В методической литературе описывается множество воспитательных технологий, которые используются с педагогической практике. Перечислю и остановлюсь подробнее на некоторых технологиях, которые используют в своей работе воспитатели нашей школы.

Каждая конкретная технология имеет собственное назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке.

Интерактивные технологии. В настоящее время они являются, пожалуй, самыми востребованными и очень актуальны при дистанционном обучении. В основном используется в старших классах. Среди них можно выделить: эвристическая беседа; дискуссия, дебаты; конференции; деловые игры; технология моделирования или метод проектов. Примером использования данной технологии могут служить элементы воспитательного занятия или мероприятия-онлайн викторины, тесты, кроссворды и т. д.

Технология проектов. Организация исследовательской деятельности. Данная технология позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Ребенок видит реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности. Осознают, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения. В проекты вовлекаются родители, что тоже немаловажно. Роль проектной деятельности во внеклассной и внеурочной работе является неотъемлемой частью воспитательного процесса в классе.

Типы проектов: творческие (Новогодний плакат, Новогодняя игрушка и т. д., информативные (стенгазеты и плакаты по здоровому образу жизни, ОБЖ, «Нет наркотикам» и т. д., исследовательские, предметные (по какому либо предмету.) Например, Гонтарев Виктор делал мини-проект по истории, во внеучебное время, о своем дедушке. Защита была приурочена к 23 февраля.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Сроки реализации проектов в условиях нашей школы : месяц, неделя, несколько дней.

Технологии Арт-терапии. Воспитание, развитие личности осуществляется средствами искусства. В настоящее время в школе на воспитательных занятиях и некоторых общешкольных мероприятиях применяются технологии Арт-терапии. Они являются эффективными в учебно-воспитательном процессе.

Техники и приемы: музыкотерапия (воспитательные занятия, общешкольные мероприятия различной направленности, кружковая работа и т. д., сказкотерапия (воспитательные занятия, КВД, тематические и профилактические беседы, фотоколлаж (воспитательная неделя, кружковая работа, воспитательные занятия, мероприятия с практическим выходом, КТД, изобразительная (выставки, конкурсы различного уровня и т. д.) и другие.

Положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; будят воображение, развивают образное мышление, расширяют кругозор; заставляют проживать изучаемый материал; умственное воспитание переплетается с социальным, эстетическим и т. д.

Конкурсы рисунков, плакатов, создание таматических фотоколлажей и д. т

Технология «Портфолио» - одна из форм личностно-ориентированного КТД. Портфолио позволяет судить не только об учебных, творческих, но и коммуникативных достижениях обучающегося. В этом случае акцент перемещается с оценки на самооценку. Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс обучающегося, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность, уровень осознания ими своих целей и возможностей.

Хочу предложить проводить ежегодный конкурс «Лучшее портфолио» среди обучающихся начальной и основной школы. Обучающийся должен будет максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио. Рассматриваться должны не только успехи в учебе, но и внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.

Здоровьесберегающие и оздоровительные технологии. Необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам его сохранения. Использование данной технологии в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Воспитатели нашей школы регулярно проводят на самоподготовке физкультминутки и динамические минутки, гимнастики для глаз, пальчиковые гимнастики для Брайлистов; беседы по правилам здорового питания и профилактике болезней, регулярные оздоровительные прогулки на свежем воздухе, спортивные часы, обеспечивают двигательную активность во время прогулок.

Здоровьесберегающие технологии:

это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся;

это создание благоприятного психологического климата;

это охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Коллективное творческое дело (КТД). Форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений. Так же данная форма работы с детьми позволяет проводить воспитательную работу. КТД – это отличный способ занять детей и обучить их новым навыкам, познать новое. Результатом грамотного осуществления КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.

В развернутом виде КТД имеет 6 этапов:

• Совместное решение о проведении дела;

• Коллективное планирование;

• Коллективная подготовка;

• Проведение дела;

• Коллективный анализ;

• Результат.

КТД известно по крайней мере 30 лет, не говоря о педагогике последнего десятилетия. Однако мало лишь зафиксировать факт существования технологии КТД. Необходимо развести два его типа, создающие как результат два типа активности школьников : классическое КТД и личностно-ориентированное КТД. Активность школьников в классическом КТД воспринимается детьми и педагогами как общая. В личностно-ориентированном КТД результат все тот же, но акцент другой - «моя активность», «мой вклад», «дело для меня» :

Технологические отличия личностно-ориентированного КТД:

• на этапе целеполагания - поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?

• на этапе планирования - подчеркнутое авторство идей, планирование индивидуальных проектов (можно работать не в группе, а индивидуально);

• на этапе подготовки - добровольность принятия на себя поручений (если отсутствуют добровольцы - выполняет учитель, поручения подчеркнуто индивидуальные и т. д. ;

• на этапе проведения - выполняются индивидуальные задания, поручения; направленность общих дел на конкретных ребят;

• на этапе анализа - что тебе дало участие в этом деле? Какие чувства вызвало? Помогло ли оно что-то понять в себе?

Технологический результат КТД - опыт позитивной совместной активности. Факт такой активности - это участие конкретного школьника в совместном планировании, в проведении дела, в его анализе.

Вот некоторые виды коллективных дел проводимых в нашей школе :

• Трудовые КТД («Трудовой десант», «Чистый двор», «Подарим жизнь книжке», «Сделаем наш дом красивей и уютней», «Помоги пернатому другу»)

• Интеллектуальные КТД (брейн-ринг, «Природоград», «Наука спасет мир» и т. д.)

• Художественные КТД («Портрет моего педагога…», «Мастерская Деда Мороза», «Новогодний плакат», «Краски осени», «Новогодняя гостиная», Мастер-класс «Букетик мимозы к 8 Марта» и т. д.)

• Спортивные КТД (Спартакиада приуроченная ко дню школы, дни здоровья).

Деловая игра. Метод имитации принятия решений в различных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей.

Структура игры: этап подготовки; разработка игры; постановка проблемы, целей; групповая работа над заданием; анализ и обобщение; рефлексия – оценка и самооценка работы.

В практике примером данной технологии служит –заседание классного совета, совет школы и т. д. Данная технология реализуется в нашей школе в таких мероприятиях, как выборы классного, школьного самоуправления, День самоуправления и пр.

Информационно-коммуникационные технологи (ИКТ). Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ОВЗ необходимо овладевать основами компьютерной грамотности, учиться работать в компьютерных программах Word, Paint, PowerPoint, голосовой помощник поиска информации через приложение «Алиса» для слабовидящих и незрячих. Организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи, из множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств.

Воспитателями школы в учебно-воспитательном процессе используются :

использование мультимедиа презентаций;

• тестовые технологии (презентации);

• аудиовизуальные технологии (видеоролики, аудиозаписи).

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация воспитательного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления и анализа информации.

На всех общешкольных мероприятиях и воспитательных занятиях мы используем метод презентаций, как способ интересного и современного преподнесения информации.

Использование компьютерных и аудио – визуальных технологий в организации вне-классных воспитательных мероприятий стало неотъемлемой частью воспитательного процесса, значительно повышающего его качество, делают его более современным, разнообразным и насыщенным.

Очень интересна шоу технология. Различные шоу-программы сегодня демонстрируют телеканалы. «Музыкальный ринг», «Поле чудес», классический КВН - все эти программы хорошо знакомы зрителям. Что общего мы можем наблюдать в их проведении? По крайней мере, три особенности: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал», соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий. Все три особенности - обязательные признаки. Поэтому к шоу-программ не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности, проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену», коллективные творческие дела (нет «зала» и «сцены»; сценарий разрабатывают не отдельные организаторы, а все участники дела).

В любом развё рнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов. В чем специфика шоу-технологии в каждом из этих блоков?

На этапе подготовки: решение принимается педагогом (организаторами) на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы; планирование, проектирование осуществляется педагогом или активом ребят.

Реализация проекта, плана, проведение праздника основаны на использовании элементов соревновательности, импровизации игры, приемов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

Анализ итогов проводится в лучшем случае на уровне организаторов (педагогов и актива ребят). Анализ шоу его рядовыми участниками либо не проводится вообще, либо рассматривается как необязательный.

Можно говорить о трех основных психологических механизмах шоу: эмоциональном заражении, соревновательности и импровизации. Эмоциональное заражение - передача, изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном восприятии. Сила соревновательности имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Импровизация, когда сейчас, здесь надо что-то додумать, сделать, ответить, также важный механизм шоу. Импровизация создает интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.

В нашей школе традиционно проводилось, в предыдущие годы, ток-шоу КВН. Приурочено было к Новому году. К большому сожалению, в последние годы, из-за недостаточного количества детей старшего возраста оно не проводится.

Были описаны лишь некоторые из инновационных подходов, применяемых воспитателями в учебно-образовательной деятельности нашей школы, но можно сказать, что активное внедрение в воспитательный процесс инновационных подходов сейчас является одним из приоритетных направлений работы.

Использование инновационных подходов к учебно-воспитательной деятельности позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов воспитательно-образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.

Воспитателю XXI века нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательной деятельности.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Физкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста посредством инновационных здоровьесберегающих технологийФизкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста посредством инновационных здоровьесберегающих технологий Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группеФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсахПовышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Освоить практически любой новый навык сейчас.

Повышение эффективности управления дошкольным образованием в ДОУ Общая тема: Модель управления ДОУ Адресная направленность: материал будет интересен руководителям ДОУ, заместителям по УВР/ВМР, старшим.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи»Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи» Слайд 1 Выступление на педсовете из опыта работы "Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение эффективности воспитательной системы школы посредством использования инновационных подходов к учебной деятельности
Опубликовано: 10 мая 2023 в 11:09
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение эффективности воспитательной системы школы посредством использования инновационных подходов к учебной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Прохорова (УИ 87344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД