Скоробогатова Нина
Формирование познавательного интереса к математике посредством включения в активную двигательную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Принято считать, что математика – наука серьёзная, сухая, скучная, поэтому многиепедагоги стараются «выдержать тон», организованная деятельность с детьми по ФЭМПобычно носит примитивный характер. Передо мной как перед воспитателем встал вопрос о том, как пробудить интерес у детей к математике. Работая, с детьми старшего дошкольного возраста отметила у них недостаточныйуровеньпознавательнойактивности,незрелость
Публикация «Формирование познавательного интереса к математике посредством включения в активную двигательную деятельность» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
мотивациикобразовательнойдеятельности,сниженныйуровеньработоспособностиисамостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм обучения являетсяодним из необходимых средств повышения эффективности образовательногопроцесса в работе воспитателя.
Проводя наблюдения увидела что учить дошкольников чему-то новому,интересному и осваивать разные математические представления лучше между делом, играя.
Уверена, что маленькие дети лучше думают находу, на бегу, на скаку.
Как совместить игры, прыжки и беготню с серьёзными занятиями?
Удастся ли нам показать детям, что узнавать что-то новое может быть интересно и увлекательно? В поисках ответов на эти вопросы пришла к выводу, что дети любят учиться сами и поэтому решила включать в образовательный процесс «живые игры», датьвозможность освоить и закрепить знания в движении и через создание игровогоматематического пространства.
Цель: формирование познавательного интереса к математике через включение вактивную двигательную деятельность.
Задачи:
1 Созданиеигровогонетрадиционногоматематическогопространства,обеспечивающего двигательную активность.
2 Внедрение в практику игрового обучения при ФЭМП.
3 Создание «Банка математических идей» и картотеки игр математического
содержания.
Оригинальностьмоего опытазаключаетсявповышениипознавательного интереса детей к ФЭМП через создание нетрадиционного математическогопространства и использование игрового материала в активной двигательной деятельности.
Практическая применимость педагогических идей данногоопыта заключается в том, что созданное нетрадиционное математическое пространствомаксимально реализует образовательный потенциал всех помещений группы, оборудования, пособий и игр для познавательного развития детей старшего дошкольноговозраста, дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждогоребёнкасучётомегосклонностей,интересов,уровняактивности,обеспечиваетдвигательную активность, тем самым сохраняя здоровье детей.
Насыщенная математическим содержанием среда группы трансформируемая (можетрасполагатьсявлюбомпомещении,влюбомместе,полифункциональная (можетиспользоваться в разных видах детской деятельности, вариативная (наличие различныхпространств, обеспечивает свободный выбор детей, доступная и безопасная полностью
соответствует требованиям ФГОС ДО.
Данный опыт могут использовать как начинающие воспитатели, так и педагоги свысокой планкой мастерства для создания математического пространства в группахсреднего и старшего дошкольного возраста частично или полностью. Это даст возможность другимпедагогам конструировать свои эффективные игровые математические модели в зависимостиот способностей, запросов и интересов детей и возможностей педагогов. Предложенныепособия и игры сделаны своими руками и не требуют больших материальных ивременных затрат.
Наряду с традиционным Центром математики, который оснащён различными материалами, атрибутами, дидактическими играми, головоломками, конструкторами, математическими коллекциями, детскими книгами в группе мы создаём нетрадиционное математическое пространство, которое даёт возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом, закрепить полученные знания в ходе режимных моментов, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества через включение в активную двигательную деятельность.
Обязательное условие – наличие дидактических материалов и игровых пособий, активизирующих познавательную деятельность : многофункциональные игровые поля, математические схемы и модели, мобили и др. Благодаря эффективному использованию каждого уголка и метра группы, приемных и спален (стен, дверей, пола, потолка, даже радиаторных решеток) мы смогли «увеличить» игровое математическое пространство группы и повысить развивающий эффект среды. Математические мобили. Данные конструкции характеризуются вариативностью и многофункциональностью, позволяют использовать «мертвую зону» помещения - потолок. С помощью мобилей «Геометрические фигуры», «Геометрические тела», «Учим цифры», «Считаем пальчики» в интересной и увлекательной форме дети занимательно и нескучно, играя в игры «Назови и узнай фигуру», «Из чего состоит», «Прямой и обратный счёт», закрепляют счёт, цифры, знания геометрических фигур и тел.
Напольные игровые математические поля - это своеобразный способ «материализации» времени, моделирования пространства, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме. Наглядная схема позволяет легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прийти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы обшей системы. На полу в фойе и группе созданы игровые математические поля : «Ходилки», «Круглый год», «Дни недели». Дети, играя и перемещаясь по группе, закрепляют дни недели, части суток, месяцы, времена года.
«Умные шкафчики». Детям в доступной, увлекательной форме в виде мини-заданий даётся материал по ФЭМП. На дверцах шкафчиков размещаются различные задания. Дети имеют возможность в свободной деятельности, во время режимных моментов (сборов на прогулку или домой, в подгруппах или по одному, закрепить материал, полученный в ходе ОД, а также поделиться с родителями новыми математическими знаниями.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО изменилась не только развивающая предметно-пространственная среда, но и технология проектирования образовательного процесса. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от взрослого к ребенку приоритетным становится, во-первых, деятельностный подход, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а активно добывает их сам в процессе познавательной деятельности, двигательной активности и игры, во-вторых, игровое обучение – это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания при помощи игровых приемов, ситуаций, игровых действий, созданного пространства, выступающих как средство побуждения и стимулирования познавательной активности во всех видах детской деятельности. Представлены на слайде приемы, стимулирующие познавательную двигательную активность
Методические приемы Содержание работы
Математическая разминка День начинаем с интеллектуальной математической разминки, которая не только настраивает на рабочий лад, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать (подпрыгни столько раз, сколько месяцев в году; разложи столько предметов, сколько девочек в группе и др.).
«Живая игра» Дети вживаются в математический образ и изображают цифры, математические знаки, часовые стрелки и др. «опасные
«Лови ошибку!» Объясняя материал, намеренно допускаем ошибки. Сначала детей заранее предупреждаем об этом, иногда подсказываемместа» интонацией или жестом. Учим детей мгновенно пресекать ошибки условным знаком, движением (прыжок, хлопок и др.) поощряем внимание и готовность вмешаться.
Опрос по цепочке Дети по очереди выполняют определенное движение (пролезть в обруч, перепрыгнуть через кубики и др.) и отвечают на заданные вопросы.
Корзина математических понятий, признаков и др. Это прием организации индивидуальной и групповой работы позволяет актуализировать имеющийся у детей опыт и знания, позволяет выяснить все, что знают или думают дети по заданной теме. Например, дети в корзину собирают предметы круглой формы или в соответствии с условной меркой и др.
Математический спектакль Знание на время игры становится нашим пространством. Разыгрывается сценка на математическую тему.
ИКТ (презентации, видеоролики, интерактивные игры). Применение ИКТ в работе является актуальным, перспективным и по-настоящему современным. Использование данного приема позволяет усилить наглядность, облегчить процесс зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, интерактивных игр.
Заниматься математикой лучше во время подвижных игр, ведь любые знания усваиваются легче, если во время занятий задействуется крупная и мелкая моторика ребенка. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. Поэтому включение в содержание различных видов познавательной деятельности подвижно-дидактические игр математической направленности (Приложение 1) и упражнений, которые предполагают, решение программных задач в подвижной форме будет способствовать разностороннему развитию дошкольников. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. Мною собрана картотека подвижно-дидактические игр математической направленности.
Традиционным для нас стало мероприятие «Из бабушкиного сундука», где дети познакомились с играми своих бабушек (классики, математические секретики, крестики-нолики, счеты и др.).
Игры с резиночками. Самая популярная игра советских девочек становится актуальной и в наше время. Данная игра помогает закрепить счет, понятия внутри, снаружи, правая и левая нога и др. Мы пошли дальше – с помощью резиночек учим цифры, геометрические фигуры, формы.
Классики, лабиринты. Игры на асфальте были популярны 20-30 лет назад, а сейчас незаслуженно забыты. Используя один рисунок, сделанный из клейкой цветной бумаги на линолеуме, можно играть каждый день, используя разные цели, темы, виды двигательной активности, разные рисунки и задания, что позволяет избежать однообразия и статичности. Числовой Твистер - двигайся и познавай! Каждый знаком с игрой Твистер, немного креативности: наклейки с цифрами, приклеенные в цветные круги и получился «Числовой Твистер» (можно на асфальте нарисовать большие круги с цифрами). Затем вы называете число, а дети должны указать на цифры, которые в сумме дадут это число. Так получилась настоящая математическая зарядка! Дети, играя, двигаясь по полю с числами, повторяют счет, понятия «вправо-влево», учатся ориентироваться в пространстве и развивают координацию движений.
«Математика вприпрыжку» показала свою эффективность и в работе с детьми. Преподнесение теоретического материала небольшими дозами, чередование умственной и практической деятельности, использование наиболее эффективных методов и приемов обучения, интересного и красочного дидактического материала, средств наглядности в сочетании с двигательной активностью не только создает благоприятную атмосферу и предотвращает наступление утомления, но и повышает познавательный интерес к математике и эффективность процесса обучения: дети чаще улыбаются и смеются при выполнении заданий по ФЭМП, а в конце дня увлечённо рассказывают родителям о занятии математикой как об интересном событии в их жизни.
Перспектива в работе:
- распространение опыта через интернет-сайты, профессиональные журналы;
-поиск новых форм сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах математического развития;
- повышение собственной профессиональной компетентности;
- разработка пособия «Математика в движении», «Математический театр» для детей старшего дошкольного возраста.
Создание нетрадиционного математического пространства, применение игрового обучения и использование подвижнодидактических игр благотворно влияют на формирование элементарных математических представлений и способствует повышению уровня математического развития детей. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче