Светлана Головачева
Доклад «Коррекционно-воспитательная работа»
▼ Скачать +Заказ
Коррекционно-воспитательная работа
Одним из главных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста является развитие познавательной деятельности.
При реализации этого направления решаются следующие задачи:
1. Развитие различных форм общения ребенка со взрослым (стимуляция продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт со взрослым, включение ребенка в практическое сотрудничество со взрослым).
2. Формирование познавательной активности, мотивации и деятельности, интереса к окружающему миру.
3. Развитие знаний об окружающем и понимание обращенной речи (на доступном уровне).
Публикация «Доклад „Коррекционно-воспитательная работа“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
4. Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия).
5. Формирование предметной деятельности (использование предметов (игрушек) по функциональному назначению, способности произвольно включаться в деятельность).
6. Развитие произвольного, устойчивого внимания.
7. Стимуляция развития голосовых реакций, звуковой и собственной речевой активности.
В этой работе учитываются этапы доречевого (недифференцированные голосовые реакции, гуление, лепет) и речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражание, простые фразы из 2-3 слов, упрощенная фраза, развернутая фраза с лексико-грамматическими нарушениями и т. д.).
Очень важно активизировать любые доступные ребенку голосовые, звуковые реакции и речевые высказывания. Необходимо создание педагогических условий, обеспечивающих поэтапное развитие и совершенствование лексической стороны речи, а также усвоение
грамматических категорий. Для повышения эффективности работы используются игры, создаются игровые ситуации, где отрабатываемый лексико-грамматический материал включается в речевую практику детей, во все виды деятельности.
Для общения с окружающими у детей с выраженной задержкой речевого развития формируются жестовые, мимические, голосовые, звуко-произносительные реакции, тренируются и закрепляются навыки
произвольного произнесения слогов, облегченных слов.
8. Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений.
Для коррекции речедвигательных расстройств, нарушений
функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики используются различные методы:
- артикуляционная гимнастика
- развитие дыхания, голоса
Целью дыхательных упражнений является увеличение объема, глубины и силы вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Голосовые упражнения по развитию силы, тембра, высоты голоса используются на третьем году жизни. (Приложение)
9. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук и зрительно-моторной координации. (Приложение)
В ходе коррекционной работы учитываются этапы становления моторики кистей и пальцев рук в онтогенезе: развитие опорной функции на раскрытые кисти, осуществление произвольного захвата предметов кистью, отпускание предмета, включение пальцевого захвата и т. д. (Приложение)
В зависимости от структуры нарушений коррекционно-педагогическая работа должна строиться дифференцированно.
Для каждого ребенка нужно составить индивидуальную программу, включающую перспективный план работы и конкретные задачи на ближайшее время.
Все занятия должны носить комбинированный характер, состоять из нескольких частей, каждая из которых посвящена решению определенной задачи и предусматривает новый вид деятельности. Одновременно решаются развивающие и коррекционные задачи. Постепенно содержание занятий расширяются и усложняются. Спортивные игры стимулируют развитие общей моторики. (Приложение)
1.2. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми
- формирование различных форм общения и взаимодействия со взрослыми.
Развивая различные формы общения ребенка со взрослыми, нужно стимулировать стремление установить и продлить эмоциональный, жестовомимический контакт, включить ребенка в практическое сотрудничество со взрослым.
На первых этапах коррекционно-развивающей работы является стимуляция эмоционального общения, формирование «комплекса оживления», постепенная выработка положительного отношения к игрушке. Далее проводится работа по установлению эмоциональных контактов ребенка с близкими взрослыми (воспитатель, няня, а также дифференциации «близких» и «чужих» взрослых. При встрече ребенка учат здороваться (протягивать руку или кивнуть головой, или сказать «здравствуй») при прощании - махать рукой («пока», «до свидания», выражать просьбу («дай») и т. д. С целью установления продления эмоционального контакта проводятся различные игры.
В дальнейшем у ребенка формируется понятие о себе (своего «Я», Нужно учить ребенка в ответ на вопрос «Где наш мальчик Костя?» показывать на себя и по возможности называть свое имя.
На третьем году жизни большое внимание уделяется восприятию ребенком своих сверстников и взаимодействию с ними: делиться с игрушкой, вместе играть и т. д.
- Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия)
Сенсорное воспитание направлено на развитие всех видов восприятия ребенка, на основе которых формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положении в пространстве, оно предполагает развитие у ребенка ориентировочно-исследовательских реакций и дальнейшем ориентировании на свойства и качества предметов. Сенсорное воспитание также развивает мышление ребенка.
А Развитие зрительного восприятия.
Оно начинается с формирования зрительного сосредоточения и прослеживания объекта (лица взрослого, игрушки). Далее развитие зрительного восприятия направлено на формирование плавности прослеживания за движущимся предметом. На более поздних этапах необходима выработка зрительных дифференцировок. Для занятий подбираются игрушки разные по цвету, величине, форме, звучанию. Внимание ребенка привлекается не только к игрушкам, но и к окружающим предметам и людям. Для этого проводятся различные игры: «прятки», «ку- ку», и др. Уже с полутора лет проводится коррекционно-педагогическая работа по развитию ориентировки на величину, форму и цвет предметов по следующим этапам:
1) Сличение величины, цвета, формы (дай такой же, не такой)
2) Выделение по слову величины, цвета или формы (дай красный, дай большой, дай круглый)
3) Называние признака (для детей, владеющих речью)
Б Развитие слухового внимания.
Оно начинается с формирования слухового сосредоточения на голосе и звуке. Далее идет формирование умения локализовать звук в пространстве, на различение интонации голоса взрослого и адекватной реакции на них, различение характера мелодии (веселая-грустная, тихая-громкая). С детьми проводятся специальные упражнения на формирование дифференциации звучания игрушек: дудки, барабана, погремушки. Важное значение уделяется развитию слухового внимания к речи взрослого.
В Развитие тактильно-кинестетического восприятия.
Развитие этих ощущений проводятся на 3-м году жизни параллельно с формированием знаний о свойствах предметов: мягкий-твердый; тяжелый- легкий; холодный-теплый. Понятие о твердости-мягкости дается на разном материале: мягкая шапочка, мягкий пластилин, твердый сахар, твердое яблоко.
Понятие о весе дается на материале: тяжелый молоток, стул, сумка. ; легкий шарик, перышко. Понятие о тепловых ощущениях проводятся на сравнении: холодная и теплая вода; холодный и теплый день и т. д.
Г Формирование начальных пространственных представлений.
Это формирование начинается с развития представлений о своем теле, о его перемещении и расположении (1,5-2 года) в пространстве. Для этого используется зеркало. Ребенку дают зеркало (или подводят к нему) и говорят «посмотри, вот твой нос, ушки и т. д.». Дальше эти упражнения выполняются на кукле, на картинке с изображением человека. Большое внимание уделяется закреплению представлений о правой и левой стороне лица, тела. В ходе упражнений усваиваются и закрепляются понятия «впереди», «позади», «слева», «справа», «далеко», «близко», «ближе», «дальше».
Для развития оптико-пространственного восприятия ребенка обучают составлению разрезных картинок из 2-х, а затем из 3-х частей, составлению сюжетных картинок из кубиков с частями изображения, построению геометрических форм и предметных изображений из палочек.