Папки-передвижки

Доклад «Портреты и судьбы». Научно-исследовательская работа по литературе в 7 классе

Елена Новикова
Доклад «Портреты и судьбы». Научно-исследовательская работа по литературе в 7 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Научно-исследовательская работа

ЛИТЕРАТУРА

Тема работы : «Портреты и судьбы»

Выполнил:

Добрынин Василий Алексеевич

учащийся 7 класса

МБОУ Назарьевской СОШ

Руководитель:

Новикова Елена Васильевна

учитель русского языка и литературы,

МБОУ Назарьевской сош

Публикация «Доклад „Портреты и судьбы“, Научно-исследовательская работа по литературе в 7 классе» размещена в разделах

Не каждый из тех, кто пришел в музей А. С. Пушкина, задерживается у этого портрета. Невелик по размеру. Небросок. Но выполнен он одним из лучших мастеров русской классической гравюры первой половины XIX века — Уткиным Николаем Ивановичем.

Художник родился 8 мая 1870 г. в тверском имении екатерининского вельможи Никиты Артамоновича Муравьева. Метрическое свидетельство его хранится в архиве Академии художников в Санкт-Петербурге. Матерью мальчика была крепостная дворовая женщина. "Законным отцом" записал дворового человека Муравьевых, Ивана Степановича Уткина. Будущий художник воспитывался до шести лет в имении отца своего, Михаила Никитича Муравьева, любителя искусств, писателя, общественного деятеля, попечителя Московского Университета. Вместе с ним росли и братья по отцу, Александр и Никита. Кто тогда знал, что дворяне Муравьевы, Никита и Александр, станут декабристами?

Мальчики нередко называли юного Уткина своим братом. На что тот (по словам Л. А. Черейского) возражал: "Помилуйте, какой я Муравьев, я просто крепостной вашего батюшки. " На шестом году он получил вольную и был определен в Академию художеств, где в течение 15 лет обучался искусству гравирования. За прекрасно выполненный портрет князя Куракина ему присвоено звание Академика. Слава и известность пришли к художнику одновременно. Пройдет время — и он создаст целую портретную галерею деятелей своей эпохи: Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, А. С. Грибоедова, С. Муравьева-Апостола, Е. С. Семеновой.

Биографы называют 1827 год годом знакомства художника с А. С. Пушкиным, хотя поэт еще двумя годами раньше хотел привлечь Уткина к иллюстрированию своего сборника стихов, "считая его резец самым достойным".

Это было время вершины пушкинской славы среди его современников. Оно совпало с качественно новым становлением и развитием портретной живописи. Время это подарило миру таких мастеров кисти, как Кипренский, Тропипин, Венецианов, Брюллов. Глубокий интерес к личности человека, к его внутреннему миру во многом определили доминирующее положение портрета в изобразительном искусстве. Отсюда широкое обращение к портрету не только профессионалов, но и художников-любителей.

В это время в Москве, в первые месяцы 1827 г., художник В. А. Тропинин создает живописный пушкинский портрет. Профессиональный журналист Николай Алексеевич Полевой, понимая значимость этого портрета, поднимающего престиж и Москвы, и художника, посвящает ему заметку в журнале "Московский Телеграф" от 6 июня 1827 года. Сходство портрета с подлинником поразительное. Портрет Пушкина будет отправлен в Петербург для выставки в Академии".

В мае — июле этого же года в Петербурге художник О. Кипренский создает еще один портрет Пушкина. Поэт откликается на это дружески-благодарственно:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых Муз, —

И я смеюся над могилой.

Ушед навек от смертных уз.

Себя, как в зеркале, я вижу.

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не увижу

Пристрастья важных Аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

Сходство портрета с моделью было поразительным, что отметили многие современники Пушкина. По словам Екатерины Всеволодны Павловой, автора книги "Пушкин в портретах" "широкую известность портрету работы Д. Кипренского принесла гравюра Уткина, выполненная резцом на меди" в 1827 году. (Приложение 1)

Художник к тому времени — уже профессор гравировального класса Академии художеств. Заказ был сделан Дельвигом, "художниковым другом и советчиком".

Гравюра распространялась отдельными листами и была приложена к альманахам "Северные цветы", "Подснежник" и ко второму изданию "Русланам Людмилы" (все 1828 г.). В поэтическом альманахе "Северные цветы на 1828 г. " она служила фронтисписом.

Обратимся к Е. В. Павловой: ". гравюра Уткина не была механической репродукцией с живописного оригинала. Уткин был мастером другого жанра, другой техники, подчиняющейся другим законам. Его задача состояла в том, чтобы создать камерный портрет поэта для книжки небольшого формата. По признанию самого художника, он обычно работал так, "чтобы каждый предмет имел особый характер и вкус работы".

Автор гравюры отступил от оригинала. Здесь нет символической фигуры музы, скрещенных на груди рук поэта, почти не видно романтического плаща. Друзья Пушкина, его отец и многие современники отнесли именно этот портрет к числу лучших изображений. В феврале 1828 г. С. М. Дельвиг, посылая гравюру в письме к подруге А. И. Семеновой, напишет: "Вот тебе наш милый, добрый Пушкин. Полюби его. Его портрет поразительно схож, — как будто ты видишь его самого. "

Е. А. Баратынский, спустя месяц, писал Пушкину: "Портрет твой в "Северных цветах" чрезвычайно похож и прекрасно гравирован". Ему вторит П. А. Кашенин: "Как твой портрет в "Северных цветах" хорош и похож, чудо!"

Нет сомнения в том, что портрет этот и в самом деле хорош. Уткин выполнил и еще один портрет поэта. Он был приложен к 1 тому посмертного собрания сочинений А. С. Пушкина в 1838 г.

Удивительно переплетение судеб человеческих. Один гений, поражавший воображение людское резцом и кистью, был рожден и вскор-млен русскою землею-матушкой. Она же, земля эта, воодушевила первого поэта России на необычайный поэтической всплеск в «Тверском кабинете». Поистине сложные судьбы таят в себе лица на портретах и их авторы.

Литература :

https://chitatetocruto.blogspot.com/2013/06/blog-post_6.html

https://www.liveinternet.ru/users/galyshenka/post280025303

https://ru.wikipedia.org/wiki/Уткин,_Николай_Иванович

https://infourok.ru/aspushkin-v-portretah-vatropinina-i-oakiprenskogo-962037.html

Приложение 1.

Публикации по теме:

«Откуда хлеб пришёл». Научно-исследовательская работа «Откуда хлеб пришёл» Научно-исследовательская работа Руководитель: Грибанова Наиля Гадельжановна Участники: воспитанники детского сада.

Совместная работа педагогов и родителей в развитии у детей интереса к художественной литературе "Совместная работа педагогов и родителей на достижение максимальных успехов в развитии у детей интереса к художественной литературе" В наше.

Доклад «Патриотическое воспитание детей старш. дошк. возраста через приобщение их к художест. Литературе». Из опыта работы. Доклад на тему «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к художественной литературе». Из опыта.

Исследовательская работа Слайд 1 «Добрый день!» Меня зовут Волова Валерия. Мне 6 лет. Я посещаю подготовительную группу, детский сад «Василёк», деревня Юрятинская.

Научно-исследовательская конференция обучающихся «Мой первый проект»Научно-исследовательская конференция обучающихся «Мой первый проект» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Районный дом творчества» Верхнекетского района Томской области Научно.

Научно-исследовательская работа на тему: «Картошка творит чудеса» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №8 СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Научно-исследовательская работа «Волшебник-Лимон» Содержание Введение…. стр. 3 Глава 1. Теоретическая часть… стр. 4 § 1.1. Лимон…. стр. 4.

Научно-исследовательская конференция школьников «Шампуни. Взрослый и детский» Городская научно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги в науку» Шампуни. Взрослый и детский. Автор: Егиазаров Асатур.

Научно-исследовательская работа «У времени есть своя память» Научно-исследовательская работа Тема работы: У времени есть своя память… Автор: Плющенко Полина Алексеевна Научный руководитель:.

Урок-игра по литературе в 10 классе по произведениям А. П. Чехова Урок – игра по литературе по произведениям А. П. Чехова. (10 класс) Цели : 1. Познакомить учащихся с правилами игры «Что? Где? Когда?»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Портреты и судьбы». Научно-исследовательская работа по литературе в 7 классе
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 12:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Портреты и судьбы». Научно-исследовательская работа по литературе в 7 классе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД