Татьяна Прохорова
Конференция как форма педагогического просвещения
▼ Скачать + Заказать документы
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к пробле-мам семьи, укреплению и повышению ее роли и значимости в воспитании детей; с другой же стороны, все более обозначаются социальные проблемы: падение жизнен-ного уровня, увеличение числа неполных семей и семей, имеющих детей с ОВЗ. Есте-ственно, что в таких сложных условиях семье требуется систематическая и квалифи-цированная помощь со стороны школы. Решать проблему развития личности школь-ника можно только в процессе взаимодействия педагогов и родителей.
Сейчас родители сталкиваются с новыми требованиями и методами обучения, которые отличаются от тех, которые были в их собственном времени школьной учебы. Поэтому педагогическое просвещение родителей помогает им разобраться и успешно под-держивать своих детей в учебном процессе.
Выделяются следующие формы и средства педагогического просвещения родителей. Формы – индивидуальные, групповые, эстрадные представления, публичные выступ-ления и др.
Средства – вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, публицистика (печатные и электронные СМИ, наглядные (плакат, буклет, памятка, интерактивные.
В настоящее время также используются всевозможные методы и формы педагогиче-ского просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и нова-торские, нетрадиционные:
- наглядная пропаганда;
- родительские собрания;
- беседы и консультации;
- конференции родителей;
- устные журналы;
- анкетирование;
- дни открытых дверей;
- круглые столы;
- организация клубов;
- организация деловых игр.
Раскрою такую форму педагогического просвещения, как конференция более подроб-но.
Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расшире-ние, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конфе-ренциями матерей, отцов и т. д. Конференция проводится раз в год, она требует тща-тельной подготовки педагогического коллектива и предусматривает активное участие родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и ак-тивными участниками обсуждения. Как правило, в ходе подготовки к конференции проводится анкетирование обучающихся, дети готовят выставки рисунков на опреде-ленную тему, проводится выставка книг для родителей, возможны концерты художе-ственной самодеятельности, записываются видеосюжеты или интервью с учащимися. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Нравственное воспитание детей в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, можно предложить заполнение краткой анкеты.
Схема проведения конференции может быть традиционной.
1. Открытие вступительным словом ведущего.
Директора школы, если это общешкольная конференция или классного руководите-ля/воспитателя, если она классная.
2. Обсуждение ключевых вопросов по теме.
Как правило, по каждому вопросу предварительно готовится несколько человек. С краткими, заранее подготовленными, сообщениями о своем опыте семейного воспита-ния могут выступить родители. Таких сообщений может быть три-четыре.
3. Предоставление слова всем желающим.
4. Подведение итогов ведущим конференции.
Подготовка проекта обращения участников конференции для согласования и принятия.
5. Размещение текста обращения на информационном стенде для ознакомления с ним родителей, учеников и педагогов.
На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители модели-руют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами.
Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубле-ние имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере.
Считаю, что родительская конференция является такой формой взаимодействия, при которой обсуждение нравственных, общечеловеческих, социальных и других проблем сближает семью и школу и не позволяет взрослым оставаться равнодушными к буду-щему нашего общества.
I. ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ КОНФЕРЕНЦИИ
План проведения конференции
1. Регистрация родителей.
2. Вступительное слово ведущего:
• о проведении конференции;
• о понятии “…. ” (доброта, о значении … (доброты) в воспитании детей;
• знакомство с анкетами учащихся.
3. Диалог с залом:
• выступления родителей после прослушивания записанного на магнитофон интервью с учащимися;
• мнение педагогов о добром отношении между родителями и детьми.
4. Обращение учащихся к родителям, педагогам и ко всем взрослым.
5. Результаты анкетирования родителей.
6. Завершение конференции.
Накануне конференции среди учащихся проводится анкетирование по теме.
Учащимся можно предложить нарисовать своих родителей, по теме (например: когда они бывают в хорошем настроении и когда сердятся).
Самые интересные ответы на вопросы (анонимно) и самые интересные рисунки пред-ставляются для родителей на стендах в зале.
Непосредственно перед началом конференции родителям предлагается анонимно от-ветить на вопросы анкеты по теме.
II. СЦЕНАРИЙ КОНФЕРЕНЦИИ “РОДИТЕЛЬСКОЕ СЧАСТЬЕ”
План проведения конференции
1. Регистрация родителей.
2. Вступительное слово ведущего:
• о проведении конференции;
• о трудных путях к родительскому счастью, об ответственности семьи за воспи-тание детей;
• знакомство с анкетами учащихся.
3. Диалог с залом: обсуждение проблемных вопросов конференции.
4. Принятие обращения участников конференции к родителям.
5. Результаты анкетирования родителей – участников конференции.
6. Завершение, подведение итогов.
Накануне конференции среди учащихся проводится анкетирование. Предлагается от-ветить на вопросы по теме.
Можно сделать видеозапись – обсуждение некоторых вопросов.
Непосредственно перед началом конференции родителям предлагается анонимно от-ветить на вопросы анкеты.
Обсуждение вопросов заканчивается. Эксперты знакомят присутствующих с результа-тами анкет родителей.
Одним из главных критериев оценки эффективности является уровень вовлеченности родителей в учебно-воспитательный процесс. Это может быть измерено через учебные достижения детей, уровень мотивации и интереса к обучению, а также через общее отношение к школе и учебному процессу. Важно оценить, насколько родители прини-мают активное участие в жизни школы и влияют на формирование педагогической среды.
Также важно учитывать уровень удовлетворенности родителей проведенными меро-приятиями. Обратная связь от родителей позволяет оценить, насколько они ощущают эффективность предоставляемой информации и поддержки. Это может быть измерено через опросы, анкетирование или открытые дискуссии.
Для оценки эффективности форм педагогического просвещения также важно провести анализ изменений в отношениях между педагогами, родителями и учащимися. Улуч-шение взаимодействия и сотрудничества между этими сторонами является одним из ключевых результатов успешного проведения мероприятий. Поэтому важно оценить, насколько удачно данная форма педагогического просвещения способствует улучше-нию взаимодействия в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, педагогическое просвещение родителей является неотъемлемой частью современной школы. Оно позволяет родителям лучше понимать и поддерживать своих детей в учебе и воспитании, а педагогам создавать сильную партнерскую среду с родителями. Формы педагогического просвещения родителей, такие как консультации, родительские собрания и конференции, играют важную роль в обеспечении успеха и развития учащихся на начальной ступени обучения.
Аннотация. Статья посвящена роли педагогического просвещения родителей в школе. Автор подчеркивает важность взаимодействия между школой и семьей для успешного образования и воспитания ребенка. В статье рассматривается один из эффективных методов педагогического просвещения родителей - конференция.