Эржена Жигмитова
Речь: от повседневной жизни к лаборатории грамотности по программе «Вдохновение» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Речь + от повседневной жизни к лаборатории грамотности по программе «Вдохновение»
ФГОС дошкольного образования Речевое развитие включает:
овладение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Публикация «Речь: от повседневной жизни к лаборатории грамотности по программе „Вдохновение“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Связь с другими образовательными областями
Речевое развитие включается во все виды деятельности, а значит, тесно взаимосвязано со всеми образовательными областями:
социально-коммуникативного развития;
познавательного развития;
художественно-эстетического развития;
физического развития.
Примерная основная образовательная программа
В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:
Формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка.
Речевое развитие связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями.
Полноценное речевое развитие помогает дошкольнику устанавливать контакты, делиться впечатлениями, решать конфликтные ситуации, регулировать речевые действия
Приобщения детей к культуре чтения художественной литературы. Взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух.
Речевому развитию способствуют наличие в развивающей среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например: аудиозаписей, рассказов в картинках и др.
Овладение речью не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены.
Длительных долгосрочных эффектов развития речи следует ожидать не от реализации специальных программ и занятий (например, с логопедом, но от постоянного пребывания ребенка в речевой среде, насыщенной смыслом и культурными образцами общения, от поддержки речевой инициативы ребенка в повседневной жизни в детском саду и семье, а также от включенности ребенка в образовательные события в дошкольной организации и за ее пределами.
Таким образом, стимулирование речевого развития является
сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности.
1. Целенаправленная работа по развитию предпосылок грамотности в широком смысле, что способствует общему речевому развитию ребенка.
В образовательной программе «Вдохновение» понятие «предпосылки грамотности» употребляется в собирательном смысле — это совокупность коммуникативного и социального опыта ребенка, знаний и умений, связанных с поисково-исследовательской, бытовой деятельностью, с языковой, книжной, письменной культурой.
«Речь в повседневной жизни» представляет собой работу, направленную на общее овладение ребенком речью в контексте ситуаций повседневной жизни, детской деятельности, режимных моментов и в других образовательных областях.
Решение этой задачи является важнейшим аспектом для всех других образовательных областей, каждая из которых вносит в общее речевое развитие свой особый вклад.
«Речь повсюду» —
речевые проекты, поддерживающие мотивацию и интересы детей. Например: развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности, пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Как и любая другая программа, «Вдохновение» имеет свое программно-дидактическое обеспечение. Это методические пособия, рекомендации по реализации программы и дидактические материалы, обеспечивающие реализацию программы. К таким материалам относятся ПДК Мате: плюс и Речь : Плюс. И сегодня я хочу вас познакомить с ПДК Речь : плюс. Программно-дидактический комплекс Речь : плюс позволяет педагогу гибко и эффективно организовать работу по развитию предпосылок грамотности у детей в детском саду, ежедневно вести работу, благодаря которой дети овладевают речью в ситуации повседневной жизни, стимулировать речевые проекты и поддерживать мотивацию и интересы детей. Давайте сейчас рассмотрим, что входит в состав комплекта. Он включает в себя материалы для педагога:
Методические рекомендации — раскрывают концепцию программы и содержание работы с материалами, рекомендации по речевому развитию дошкольников, ведению педагогических наблюдений и проведению диагностики; организации игр, упражнений и заданий.
- Журнал наблюдений — для записи наблюдений за развитием каждого ребенка.
- Карточки для педагогов описывают игры и задания со всеми материалами комплекта, указывают содержательны раздел, к которому относится игра, задачи на решение которых она направлена, возможные формы работы и ориентировочный возраст детей.
- Компакт- диск содержит дополнительные материалы для распечатки, дублирующие задания в тетради, что позволяет проследить изменения в развитии умений и навыков в лучшую или худшую сторону.
Также в комплект входят материалы для детей:
Речевые тетради. Всего их 3: для детей 3-4-5 лет, 4-5-6 лет, 5-6-7 лет. В тетради представлены игры и задания на развитие языковой системы и ее реализацию во всех видах речевой деятельности: слушании, говорении, чтении, письме. Внизу страницы даны короткие рекомендации для взрослых на что обратить внимание, что обсудить с ребенком, какие дополнительные вопросы можно задать. Тетради можно использовать как часть занятия, как деятельность в центре активности или как самостоятельную деятельность.
Диагностические материалы для детей. Тетради предназначены для диагностики уровня языковых и речевых компетентностей дошкольника, необходимых для формирования грамотности. Материалы представлены заданиями для детей, разрезными материалами к заданиям, диагностическими таблицами и инструкцией для педагога. Групповые задания можно выполнять с несколькими детьми, а индивидуальные задания предполагают устный ответ только одного ребенка.
Речевые кубики. В набор входят 10 мягких кубиков 4 цветов: 3 красных обозначают действующие лица-семья, профессии и фантастические животные; 2 зеленых кубика обозначают предметы, с помощью которых можно передвигаться, т. е. транспорт и волшебные предметы; 2 синих кубика обозначают время, место действия и погоду; 3 желтых кубика-придание выразительности речи, освоение пространственных предлогов, а также выражение и понимание эмоций. Изображения на кубиках подобраны так, что позволяют решать задачи от расширения и активизации словаря, составления словосочетаний, предложений до составления длинных рассказов и формирование представлений о структуре связного высказывания.
Речевые поля. Времена года. Они представлены в виде 4 полей, на которых изображены 4 времени года, местность, персонажи и животные. Люди и животные на карточках одни и те же, что позволяет сравнивать и прослеживать изменения, происходящие в разные времена года. Поля предназначены для устных речевых игр с детьми и решения таких задач как составление словосочетаний, предложений, обучение составлению рассказов, согласование слов, подбор действий и признаков предметов. Кроме речевых решают задачи познавательного развития: развитие пространственно-временных представлений
Пазлы-сказки. В комплект входят 28 карточек с изображением русских народных сказок теремок, колобок, репка, курочка ряба и есть альтернативные герои, которых дети могут использовать по своему усмотрению: добавлять в знакомую сказку или придумывать свою, а еще есть карточки со знаком вопроса, которые можно использовать придумывания начала, середины и конца сказки, а можно включать в сказку вместо знакомого героя. Пазлы совместимы друг с другом в любом порядке, что позволяет воспроизводить не только известные сказки, но и придумывать свои, а также менять местами героев. При этом разная форма пазлов приучает детей к структурированию повествования.
Слова. Один, два, много. В набор входит 88 карточек, на которых изображены 22 предмета в разном количестве. В каждом предметном ряду 4 карточки с изображением 1, 2, 5 предметов и ни одного. Карточки распределены на 3 уровня сложности: 1-зеленый, 2-желтый, уровень повешенной сложности-красный. Материал предназначен для игр и упражнений по развитию грамматического строя речи, освоения разных форм существительных, образования множественного числаСлова-антонимы. В набор входит 40 карточек и 20 пар слов-антонимов, на обороте которых написано слово-подсказка для взрослых или детей, уже умеющих читать. Материал предназначен для знакомства детей со словами-антонимами, для согласования прилагательных с существительными и составления сложносочиненных предложений с союзом а. (Игра «Наоборот», Один из игроков собирает неправильные пары, а другой должен посмотреть и исправить ошибки и назвать их)
Фотокарты Звуки и слоги. Универсальный набор фотокарт — это подборка 124 изображений для игр и упражнений на развитие речевого слуха и фонематического восприятия. В ход игр дети определяют нахождение звука в 3 позициях: начале, середине и конце слова, определяют количество звуков в слове, количество слогов в слове, рифмуют слова-предметы и слова-действия. (Рифма как дидактическая за столом или игра малой подвижности, можно усложнить -придумать двустишие).
Набор Буквы представлен магнитно-маркерным планшетом, мягкими магнитными буквами, цифрами и знаками препинания, элементами букв и альбомом с заданиями. В рабочей тетради представлены задания для работы с магнитными буквами, с элементами букв и универсальные задания. Каждый блок заданий имеет свойй уровень сложности-от составления одного слова до поздравительной открытки. Данный комплект предназначен для ознакомления с буквами и освоения навыков составления слогов, слов и предложений.
Детская типография. В набор входит 84 деревянных штампа, буквы русского алфавита и знаки препинания, штемпельная подушка и рабочая тетрадь. Разный уровень сложности позволяет работать с детьми от 3 до 7 лет и решать множество задач, связанных с восприятием и воспроизведением речи. Карточки для педагога
Материалы программно-дидактического комплекса можно использовать как при проектировании образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, так и при организации речевого развития в условиях семьи.