МААМ-картинки

Речь: от повседневной жизни к лаборатории грамотности по программе «Вдохновение» (из опыта работы)

Эржена Жигмитова
Речь: от повседневной жизни к лаборатории грамотности по программе «Вдохновение» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад «Речь + от повседневной жизни к лаборатории грамотности по программе «Вдохновение»

ФГОС дошкольного образования Речевое развитие включает:

овладение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Темочки:

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Связь с другими образовательными областями

Речевое развитие включается во все виды деятельности, а значит, тесно взаимосвязано со всеми образовательными областями:

социально-коммуникативного развития;

познавательного развития;

художественно-эстетического развития;

физического развития.

Примерная основная образовательная программа

В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:

Формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка.

Речевое развитие связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями.

Полноценное речевое развитие помогает дошкольнику устанавливать контакты, делиться впечатлениями, решать конфликтные ситуации, регулировать речевые действия

Приобщения детей к культуре чтения художественной литературы. Взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух.

Речевому развитию способствуют наличие в развивающей среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например: аудиозаписей, рассказов в картинках и др.

Овладение речью не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены.

Длительных долгосрочных эффектов развития речи следует ожидать не от реализации специальных программ и занятий (например, с логопедом, но от постоянного пребывания ребенка в речевой среде, насыщенной смыслом и культурными образцами общения, от поддержки речевой инициативы ребенка в повседневной жизни в детском саду и семье, а также от включенности ребенка в образовательные события в дошкольной организации и за ее пределами.

Таким образом, стимулирование речевого развития является

сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности.

1. Целенаправленная работа по развитию предпосылок грамотности в широком смысле, что способствует общему речевому развитию ребенка.

В образовательной программе «Вдохновение» понятие «предпосылки грамотности» употребляется в собирательном смысле — это совокупность коммуникативного и социального опыта ребенка, знаний и умений, связанных с поисково-исследовательской, бытовой деятельностью, с языковой, книжной, письменной культурой.

«Речь в повседневной жизни» представляет собой работу, направленную на общее овладение ребенком речью в контексте ситуаций повседневной жизни, детской деятельности, режимных моментов и в других образовательных областях.

Решение этой задачи является важнейшим аспектом для всех других образовательных областей, каждая из которых вносит в общее речевое развитие свой особый вклад.

«Речь повсюду»

речевые проекты, поддерживающие мотивацию и интересы детей. Например: развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности, пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Как и любая другая программа, «Вдохновение» имеет свое программно-дидактическое обеспечение. Это методические пособия, рекомендации по реализации программы и дидактические материалы, обеспечивающие реализацию программы. К таким материалам относятся ПДК Мате: плюс и Речь : Плюс. И сегодня я хочу вас познакомить с ПДК Речь : плюс. Программно-дидактический комплекс Речь : плюс позволяет педагогу гибко и эффективно организовать работу по развитию предпосылок грамотности у детей в детском саду, ежедневно вести работу, благодаря которой дети овладевают речью в ситуации повседневной жизни, стимулировать речевые проекты и поддерживать мотивацию и интересы детей. Давайте сейчас рассмотрим, что входит в состав комплекта. Он включает в себя материалы для педагога:

Методические рекомендации — раскрывают концепцию программы и содержание работы с материалами, рекомендации по речевому развитию дошкольников, ведению педагогических наблюдений и проведению диагностики; организации игр, упражнений и заданий.

- Журнал наблюдений — для записи наблюдений за развитием каждого ребенка.

- Карточки для педагогов описывают игры и задания со всеми материалами комплекта, указывают содержательны раздел, к которому относится игра, задачи на решение которых она направлена, возможные формы работы и ориентировочный возраст детей.

- Компакт- диск содержит дополнительные материалы для распечатки, дублирующие задания в тетради, что позволяет проследить изменения в развитии умений и навыков в лучшую или худшую сторону.

Также в комплект входят материалы для детей:

Речевые тетради. Всего их 3: для детей 3-4-5 лет, 4-5-6 лет, 5-6-7 лет. В тетради представлены игры и задания на развитие языковой системы и ее реализацию во всех видах речевой деятельности: слушании, говорении, чтении, письме. Внизу страницы даны короткие рекомендации для взрослых на что обратить внимание, что обсудить с ребенком, какие дополнительные вопросы можно задать. Тетради можно использовать как часть занятия, как деятельность в центре активности или как самостоятельную деятельность.

Диагностические материалы для детей. Тетради предназначены для диагностики уровня языковых и речевых компетентностей дошкольника, необходимых для формирования грамотности. Материалы представлены заданиями для детей, разрезными материалами к заданиям, диагностическими таблицами и инструкцией для педагога. Групповые задания можно выполнять с несколькими детьми, а индивидуальные задания предполагают устный ответ только одного ребенка.

Речевые кубики. В набор входят 10 мягких кубиков 4 цветов: 3 красных обозначают действующие лица-семья, профессии и фантастические животные; 2 зеленых кубика обозначают предметы, с помощью которых можно передвигаться, т. е. транспорт и волшебные предметы; 2 синих кубика обозначают время, место действия и погоду; 3 желтых кубика-придание выразительности речи, освоение пространственных предлогов, а также выражение и понимание эмоций. Изображения на кубиках подобраны так, что позволяют решать задачи от расширения и активизации словаря, составления словосочетаний, предложений до составления длинных рассказов и формирование представлений о структуре связного высказывания.

Речевые поля. Времена года. Они представлены в виде 4 полей, на которых изображены 4 времени года, местность, персонажи и животные. Люди и животные на карточках одни и те же, что позволяет сравнивать и прослеживать изменения, происходящие в разные времена года. Поля предназначены для устных речевых игр с детьми и решения таких задач как составление словосочетаний, предложений, обучение составлению рассказов, согласование слов, подбор действий и признаков предметов. Кроме речевых решают задачи познавательного развития: развитие пространственно-временных представлений

Пазлы-сказки. В комплект входят 28 карточек с изображением русских народных сказок теремок, колобок, репка, курочка ряба и есть альтернативные герои, которых дети могут использовать по своему усмотрению: добавлять в знакомую сказку или придумывать свою, а еще есть карточки со знаком вопроса, которые можно использовать придумывания начала, середины и конца сказки, а можно включать в сказку вместо знакомого героя. Пазлы совместимы друг с другом в любом порядке, что позволяет воспроизводить не только известные сказки, но и придумывать свои, а также менять местами героев. При этом разная форма пазлов приучает детей к структурированию повествования.

Слова. Один, два, много. В набор входит 88 карточек, на которых изображены 22 предмета в разном количестве. В каждом предметном ряду 4 карточки с изображением 1, 2, 5 предметов и ни одного. Карточки распределены на 3 уровня сложности: 1-зеленый, 2-желтый, уровень повешенной сложности-красный. Материал предназначен для игр и упражнений по развитию грамматического строя речи, освоения разных форм существительных, образования множественного числаСлова-антонимы. В набор входит 40 карточек и 20 пар слов-антонимов, на обороте которых написано слово-подсказка для взрослых или детей, уже умеющих читать. Материал предназначен для знакомства детей со словами-антонимами, для согласования прилагательных с существительными и составления сложносочиненных предложений с союзом а. (Игра «Наоборот», Один из игроков собирает неправильные пары, а другой должен посмотреть и исправить ошибки и назвать их)

Фотокарты Звуки и слоги. Универсальный набор фотокарт — это подборка 124 изображений для игр и упражнений на развитие речевого слуха и фонематического восприятия. В ход игр дети определяют нахождение звука в 3 позициях: начале, середине и конце слова, определяют количество звуков в слове, количество слогов в слове, рифмуют слова-предметы и слова-действия. (Рифма как дидактическая за столом или игра малой подвижности, можно усложнить -придумать двустишие).

Набор Буквы представлен магнитно-маркерным планшетом, мягкими магнитными буквами, цифрами и знаками препинания, элементами букв и альбомом с заданиями. В рабочей тетради представлены задания для работы с магнитными буквами, с элементами букв и универсальные задания. Каждый блок заданий имеет свойй уровень сложности-от составления одного слова до поздравительной открытки. Данный комплект предназначен для ознакомления с буквами и освоения навыков составления слогов, слов и предложений.

Детская типография. В набор входит 84 деревянных штампа, буквы русского алфавита и знаки препинания, штемпельная подушка и рабочая тетрадь. Разный уровень сложности позволяет работать с детьми от 3 до 7 лет и решать множество задач, связанных с восприятием и воспроизведением речи. Карточки для педагога

Материалы программно-дидактического комплекса можно использовать как при проектировании образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, так и при организации речевого развития в условиях семьи.

Публикации по теме:

Опыта работы на тему «Ознакомление дошкольников 6-го года жизни с пейзажной живописью» Одно из незаменимых средств формирования духовного мира детей и пробуждения в них творческого начала является живопись. Живопись – это один.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Календарно-тематическое планирование по программе «Вдохновение» на декабрь для детей подготовительной группы Календарно - тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей подготовительной группы.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада» Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они.

Консультация «Музыкотерапия в повседневной жизни» «Музыкотерапия в повседневной жизни». Консультация для родителей. Уже давно всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает.

Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентацияЛичностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы)Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы) Театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия.

Автор публикации:
Речь: от повседневной жизни к лаборатории грамотности по программе «Вдохновение» (из опыта работы)
Опубликовано: 3 марта 2020 в 13:34
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речь: от повседневной жизни к лаборатории грамотности по программе «Вдохновение» (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Эржена Жигмитова (УИ 2208553) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД