Ирина Понамарева
Консультация для педагогов «Как привить любовь к русскому фольклору у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 22 ГОРОДА ЛАБИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Доклад к педсовету:
«Как привить любовь к русскому фольклору у детей младшего дошкольного возраст
Выполнила: Понамарева И. А
2024год
Я с детства люблю читать, так как всегда была очень любознательной. Мне хотелось знать обо всем – что, когда, где, почему. На все вопросы мне отвечали книги. Этот интерес не прошел с годами. У меня, по - прежнему, в доме много книг, журналов, газет. Этим интересом я хочу поделиться со всеми: моими малышами и их родителями, коллегами, членами моей семьи, а главное – заразить их той же пытливостью, жаждой знаний, желанием, во что бы то ни стало, докопаться до истины, или просто насладиться красивым литературным слогом.
Мы рано начинаем читать детям простые и легкие, доступные для понимания песенки и потешки, будто открываем дверь в большой незнакомый мир, наполненный интересными открытиями. Сколько в них от русского характера – добра, света, тепла, ласки, любви к близким, ко всему что окружает! Малыши прекрасно это чувствуют. Динамичность произведений соответствует их возрастным особенностям. С этих малых форм литературного жанра: песенок, потешек, прибауток, закличек, колыбельных и т. д. и начинается открытие окружающего мира. Вот они – маленькие ручки, быстрые ножки, веселые глазки; мамочка и папочка, дедушка и бабушка, а еще котик, собачка, и мишка косолапый и белочка с орешками, и еще много всего нового, интересного. Все вокруг изучается и сопровождается шутливым словом, родной понятной речью. Хочется и «кашку сварить», и показать куда «гули полетели», найти, где головка, потопать ножками, да мало ли еще чего захочется… Было бы настроение! Мир русского фольклора безграничен.
Я работаю с малышами от 2 до 3 лет. Песенки, потешки, короткие сказки просто незаменимы в моей работе. Дети приходят в сад и требуют самого пристального к себе внимания. Они только отрываются от мамы. Я сажаю их на колени и начинаю искать ладошки, в которых «сварим кашку», пальчики – дедушку, бабушку, папу, маму… И вот малыш прислушался, не плачет. Победа! Маленькая, но такая нужная. А когда станет совсем весело - поскачем на коленях под «Ехали, ехали, в лес за орехами» или «Еду, еду к бабе, к деду.». А как хорошо ручки мыть, умываться, расчесываться под приговоры! И кашку всю до донышка съедим, и молочко все допьем! Про каждого скажем: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?» Солнышко в окно заглянуло - позовем все его, петушок в соседнем дворе запел – и о нем расскажем. А если в гости его позовем – зернышек налепим, нарисуем ему деток-цыпляток, покажем, как он гуляет, крыльями машет, воду пьет. А кричит-то как громко! И детки так… И обо всем расскажем, пропоем. Выйдем гулять - встретим кошечку. Поругаем ее: «Киска, киска, киска, брысь.», а может спросим: «Кисонька- мурысенька, где была?.». И про птичек, про березку, про травку - про все расскажем родным русским языком. А как спать ляжем – песенку послушаем, не простую – колыбельную. Про гуль – голубей, про ворона, что на дубу, про кошечку… Из тех, что мне моя бабушка пела, а ей - ее. Так и передадим из поколения в поколение, с большим удовольствием! Слушайте, малыши и засыпайте сладко. Проснемся, «потягушечки - порастушечки» сделаем. На столе уже пирожки румяные ждут, или кашка душистая. «Пошел котик на торжок, купил котик пирожок…» - приговариваю во время еды. «Ай, ту-ту, ай, ту-ту, вари кашку круту. Подливай молочка. Накорми казачка!». А вот и мамочка пришла! Хорошо!
Я использую песенки, потешки, прибаутки, пестушки, припевки, заклички, сказки в разных видах детской деятельности - привитии культурно-гигиенических навыков, при одевании и раздевании, во время еды и сна, игр и развлечений. Припевками, поговорками, напевками издавна пользуются для воспитания детей, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить. Это не только забавляет, но позволяет мне с помощью потешек организовать их поведение. Во время тяжелого расставания с родными хорошо помогает переключение внимания на яркую игрушку, книгу. Я сопровождаю движения игрушки чтением потешки, или рассматриваю с детьми яркие картинки в книгах. Это позволяет мне устанавливать контакт, доверительные отношения с малышом. Фольклор мне помогает прививать уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.
Русская сказка - помощница и подсказчица! Такая короткая, но емкая, впитавшая в себя всю мудрость, добро, находчивость, смекалку народную! Сказки становятся не просто занимательными историями для моих ребятишек. Благодаря им малыши узнают о том, как устроен этот мир, как отличить добро от зла. В этом возрасте дети уже начинают понимать смысл простых русских сказок с нехитрым сюжетом. «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» - с них и других сказок начинают дети свой путь к истокам родной культуры, родного языка, народного костюма. Ведь сказка в нашем юном возрасте всегда сопровождается показом иллюстраций. Самое важное в книжках для маленьких детей – это картинки. Если мы, взрослые, с помощью воображения представляем героев, обстановку по описанию, то малышам необходимо видеть иллюстрации. Они важны детям для понимания прочитанного. С помощью картинок ребенок выстраивает для себя последовательность сюжета и лучше воспринимает текст. К иллюстрациям я подхожу очень требовательно. Выбираю книги с иллюстрациями талантливых и знаменитых художников – иллюстраторов- Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачева, Е. И. Чарушина, современных художников, но с условием только хорошего качества.
В течение всего года я знакомлю детей с русскими сказками: использую их в совместной образовательной деятельности, в повседневной жизни, в индивидуальной работе. Маленькие дети легче воспринимают рассказывание, чем чтение. Чтобы восприятие сказки было живым и эмоциональным, я использую во время слушания такой прием, как имитация движений героев сказок. Это моим воспитанникам всегда очень нравится! После окончания чтения дети с удовольствием рассматривают книги, иллюстрации, картинки; высказывают свои мысли, отношение к персонажам и их поступкам. Значительно улучшилась речь детей. Малыши стали сами рассказывать сказки, чаще брать книги из уголка.
Для воспитания интереса и любви к книге, я нестандартно стала размещать подборку книг в книжном уголке. Появление новых книг всегда становится сюрпризом! Вот утром Мишка детей встречает, а рядом с ним красивая коробочка. А в ней что? Интересно? Там новые книги! А вот Маруся с Ванюшей в гости пожаловали, в костюмах казачьих! Что принесли? Казачьи потешки, считалочки. Тоже здорово! А Петя – петушок зачем здесь? И он с подарками. Дети ждут новых сюрпризов! Этот метод помогает связать чтение с чувством удовольствия и радости. Можно любую книгу взять, какая нравится. Можно с друзьями полистать, поделиться впечатлениями. Я всех жду, кто хочет вместе со мной почитать, рассмотреть картинки, поговорить…Тематика книжных уголков постоянно меняется. (Фото)
В этом мне помогли родители. Они разделили мою уверенность в том, что воспитывать и поддерживать любовь к книгам необходимо с самого раннего детства. Мы достаточно приобрели литературы для данного возраста и провели акцию «Подари книгу детям». Собралась мини – библиотека. Книги на разный вкус и интерес. Возникла идея – а почему бы не обмениваться книгами! Так и поступили. Дети сами брали понравившиеся книги домой для семейного чтения. Библиотеку расположили в приемной, чтобы всем было удобно. Малыши увидели, как разнообразен и интересен мир книг, им понравилось выбирать книги, которые они прочтут с мамой, погрузятся в жизнь и заботы сказочных персонажей. Мы с родителями старались показать детям всеми средствами, что книги – это увлекательно, интересно и необходимо. Наша совместная: родителей, детей и педагогов деятельность способствует развитию интереса к истокам русского наследия, воспитывает любовь к родному краю, позволяет формировать представления о культурных ценностях и традициях русского народа, а главное - дети научились любить книги.
В современном мире эти ценности крайне востребованы. Всем известно, что современные дети мало читают, в моде всевозможные гаджеты, иностранные слова и термины вытесняют живую русскую речь, поэтому дети должны слышать и понимать красоту русского языка через знакомство с устным народным творчеством, сказкой. А это, в свою очередь, поможет воспитать в них уважительное отношение к национальным традициям, воспитает в них личность.