Иванна Ткаченко
Доклад из личного опыта «Роль подвижных игр в укреплении организма ребенка»
▼ Скачать +Заказ
Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и дошкольных учреждениях. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, музыкальные, сюжетные, творческие и др.
В руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребенка. Особенно полезны игры и развлечения на открытом воздухе. Много радости и веселья доставляют детям игры, в которых надо увернуться от ловящего или поймать кого-то, преодолеть препятствие, попасть мячом в обозначенную цель или бросить его как можно дальше. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движения детей, укрепления и закаливания их организма.
Публикация «Доклад из личного опыта „Роль подвижных игр в укреплении организма ребенка“» размещена в разделах
В практической работе мы используем игры, которые указаны в программах с которыми мы работаем, но есть много интересных и любимых детьми игр которые мы тоже используем в своей работе.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом. Это такие игры как «Зайцы и волк», «Совушка», «Караси и щука», «Хитрая лиса» и др. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания – это бессюжетные игры. Это все виды ловишек. «Ловишка из круга», «Ловишка с лентами», «Ловишка с колокольчиком», «Догони», «Перебежки» и др. Все игры для дошкольного возраста, построены на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют сюжетные и бессюжетные игры, вторая группа – спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, хоккей.
При проведении подвижных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно уметь пользоваться словами так называемыми «сигнальными». Их надо произносить четко, требовательно, немного громче остальных и выделять паузой, например слово «волк».
«Зайцы скачут скок, скок, скок
Да на беленький снежок!
Приседают, слушают,
Не идет ли … волк!
Подобные коротенькие стишки в играх обычно хорошо определяют время для активных движений. Когда игру только разучивают, то эти слова произносит воспитатель – ведущий, а не дети, которые обычно однообразно их скандируют и не договаривают до конца. Детям можно поручить произносить эти слова тогда, когда они их хорошо запомнят и научатся говорить так выразительно, как воспитатель. Сначала роль ведущего даем наиболее способному ребенку, а затем и остальным. Это заставляет детей быть более внимательными, лучше запоминать правила игры.
На прогулке время не ограниченно и мы часто используем считалки:
1. Раз, два три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть
К нам сорока прилетела.
И тебе водить велела!
2. Ежик, ежик чудачек,
Сшил колючий пиджачок
Встал в кружок и ну считать-
Нам водилку выбирать!
3. Говорят на заре
Собирались на горе
Голубь, гусь и галка…
Вот и вся считалка.
В ходе подвижной игры мы стараемся использовать точные названия в сюжете игры, мы вводим в игру слова «логово», «норка», «на суку», «камушек», «болотце» и т. д.
С особым вниманием относимся мы к роли ловящего, который имеется в большинстве подвижных игр. Если подвижная игра бессюжетная, с зданиями, на движения, например, «Ловишка из круга», то обязательно воспитатель должен отметить успехи ловящего: ловкость, быстроту движений, смекалку и т. д.
В сюжетных играх, когда ловящий выполняет определенную роль, чаще всего сильного зверя, нам казалось неверным в воспитательном отношении поощрять сильного за удачи перед более слабыми, вызывать чувство неловкости у них. Мы стали замечать, что более физически слабые дети стали отказываться от участия в играх. Считая игры хорошим воспитательным средством. Мы стремились постоянно воспитывать сознание что физически слабые дети могут быть самостоятельными и даже непобедимыми, если проявлять быстроту, ловкость. Сообразительность, если будут действовать не в одиночку, а сообща. Мы старались не позволить сильному обидеть слабого, для этого сильному создаются трудные условия, например, ему надо преодолеть ряд препятствий во время своей охоты: медведь должен вылезти из берлоги и перешагивать на своем пути через деревья; совушка- «спустится» с высокого дерева; щука – пробраться между камушками. Интересные препятствия можно создать, используя: дуги, лесенки, кубы, пеньки. Ловящий должен честно играть свою роль. Если сильный поймает слабого и уведет к себе, мы не поощряем его за ловкость. Слабому мы иногда помогаем, иногда пожалеем его, а иногда и пожурим. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его поведения в игре. Иногда мы не считаем нужным помогать пойманному: он сам должен проявить сообразительность и смелость, чтобы уйти от сильного в удобную минуту; например, когда волк снова пошел на охоту, пойманный должен сообразить, что в этот момент он как раз и должен убежать. Роль сильного зверя нравится детям: они любят преодолевать трудности. Основная же масса играющих вполне удовлетворена тем, что они оказались быстрыми и ловкими. Много думали мы над тем, как правильно заканчивать игру. Конец игры должен регулировать дыхание и работу сердца, сохранять эмоциональное настроение. Мы заметили, что это легко осуществляется если поиграть с детьми в хороводную игру с ходьбой по кругу, или игры типа «Найди предмет». Так, для завершения игры мы стали заранее прятать игрушку, связанную с тематикой игры. После игры «Пчелы и медведь» - предлагали найти медвежонка. «Спрячтесь за меня, – говорит воспитатель, – пойдем по узкой тропинке». Дети успокаиваются и идут друг за другом «ищут игрушку», отдают тому, кто нашел. За это время дети успокаиваются. Конечно, это не означает, что всегда надо заканчивать игры именно так. Но воспитатель должен обдумать конец игры, проявляя свою инициативу. Хорошим приемом является активное вмешательство воспитателя. Он внезапно становится в круг перед ловишкой и говорит: «А теперь поиграем по-другому». Например, «Угадай, кто как работает». (развешивание белья, пилка и колка дров и т. д., показывает воспитатель). «Где звонили?», «Кто позвал?» и т. д.
Такой подбор игр дает возможность играть с детьми, не утомляя их. Подбирая игры надо иметь в виду и время года, состояние погоды, температуру воздуха. Так, в зимнее время полезны игры, во время которых дети активно двигаются. Но в тоже время движения в них должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и возможного последующего охлаждения.
В жаркую погоду целесообразны более спокойные игры, с меньшей подвижностью. Следует помнить, что ребенок, увлекаясь игрой не замечает усталости. Поэтому необходимо постоянно следить за нагрузкой в играх детей.
Очень важно, когда лучше организовывать подвижную игру на прогулке. В весеннее – летний период подвижные игры лучше проводить в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей,
Поздней осенью и зимой игры целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.
В зимнее время расчищается от снега площадка, сооружаются невысокие горки, ледяные дорожки для скольжения, снежные фигурки для попадания в цель. Весной и летом можно использовать природные условия окружающей местности. Канавки, пригорки, пеньки, деревья, кустики, Они могут служить препятствиями, которые нужно преодолеть в ходе игры: пробежать между деревьями, перепрыгнуть через канавку, кустики, колесо, взобраться на шины, пеньки.
На свежем воздухе важно проводить игры с такими движениями, как бег, перебрасывание мячей, бросание камушков, шишек, мешочков и т. д., для которых нужен простор.
Со старшими детьми рекомендуется проводить игры в форме разных эстафет, которые включают выполнение одного или нескольких последовательных заданий произвольно подобранных с учетом подготовки детей. Например, кто скорее добежит до указанного места, отбивая мяч о землю, и забросит его в баскетбольную корзину, кто окажется более быстрым и ловким в преодолении полосы препятствий – перепрыгнет через канаву пробежит по наклонному бревну. Состязаться в игровой обстановке дети могут командами, вдвоем с товарищем.
Когда не позволяют погодные условия выйти на прогулку, то в помещении можно использовать для игр различную мебель : столы, стулья. Так, положенную на сиденья стульчиков рейку дети могут перешагивать или подлезать под нее, между ножками прокатывать мячи.
Хорошо иметь в группе наборы флажков, лент, мячей разных размеров, скакалок, шнуров длинных и коротких, обручей, колечек, палок, кеглей.
Но наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благородное влияние на общее состояние здоровья детей: усиливает аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. А для нас самое главное, чтобы подрастающее поколение росло здоровое.