Анастасия Коломина
Опыт работы «Роль семьи в воспитании личности ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в воспитании личности ребёнка
В современном мире интерактивности стало все сложнее родителям заниматься воспитанием детей. Это, в первую очередь, связано с возрастом (от 18 лет и более) и образовательным статусом родителей, во-вторых с загруженностью рабочего дня родителей (от 6:00 до 22:00) и в-третьих с семейным положением (неполная семья, гражданский брак). В результате, на начальном этапе формировании личности ребенка, на дошкольные учреждения возложена огромная ответственность в работе с семьей в нравственном, эстетическом, патриотическом и экологическом направлениях. Воспитание в ребенке любви, уважения, чувства сопереживания и взаимопомощи близкому человеку является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.
Публикация «Опыт работы „Роль семьи в воспитании личности ребёнка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.
Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.
Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Я бы хотела представить свой опыт работы с детьми и их родителями в течение одного учебного года.
1. Непосредственно образовательная деятельность:
Мною были проведены занятия по познавательному развитию:
1) «Семья»
2) «Моя семья»
3) «Я, мой дом, моя семья»
4) «Знакомство с декоративными птицами» (на примере попугая)
5) «Осенние посиделки» Беседа о домашних животных
2. Беседы с детьми:
«Здравствуйте, здравствуйте вам!»
«Чтобы гости не скучали»
«Что такое подарить?»
«Не подарок дорог, а внимание»
«Я люблю свой дом!»
«Умею ли я мириться?»
«Хорошо ли обижаться?»
«Нужно ли быть вежливым?»
«Я и другие»
«Хочу быть щедрым»
«Как научиться быть храбрым»
«Хорошо ли злиться?»
«В нашем доме»
«Право на ошибку»
«Жил-был я»
«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»
«Что мы Родиной зовём? Дом, в котором живём»
«Какая у меня семья!»
«Я учусь у дедушки»
«Я учусь у бабушки»
«Учимся уступать друг другу»
«Мои братья и сёстры»
«Порядок или беспорядок?»
«Мы должны беречь друг друга»
«Для меня и для всех?»
«Бабушка и дедушка на заслуженном отдыхе»
«Рядом или вместе»
«Как хорошо играть всем вместе!»
«Моя семья»,
«Как я маме помогаю»,
«Кто, кем работает?»
«Чем мы занимаемся дома?»
3. Работа с родителями:
1) Памятка для родителей «Искусство наказывать и прощать».
2) Анкета «О способах воспитания»
3) Собрание для родителей «Воспитываем добротой»
4) Папка-передвижка «Ребёнок в семье» - рекомендации, темы:
«Капризы и упрямство детей – дошкольников, их причины, проявление»
«Влияние родительских установок на развитие детей»
«Играйте вместе с детьми»
«Роль семьи в физическом воспитании ребенка»
«Счастье – это когда тебя понимают»
«Воспитание ответственности у детей»
«Как провести выходной день с детьми»
«Отец как воспитатель»
«Поговори со мною, мама»
«Лечение любовью»
«Как сделать детей счастливыми?»
4. Игра-драматизация: «Репка», «Гуси-лебеди»
5. Игры: Дидактические: «Я и моя семья», «Наша дружная семья», «Моя семья» (лото, «Мамы и малыши», «Я и моя семья»; сюжетно-ролевые: «Семья», «День рождения», «Встречаем гостей», «Моя семья», «Мама болеет».
6. Чтение художественной литературы детям:
Н. Григорьева «Родовое дерево», «Я учусь у дедушки», «Я учусь у бабушки», «Телевизор», «У меня родился брат», «Кому убирать», «Мама заболела», «В магазине», «Со мной не грустно», «На прогулке», «Общая игра», «В нашем доме», «Не имя красит человека»;
У. Дисней «Приключения маленького щенка»;
А. Линдгрен «Карлсон», «О Карлсоне»;
К. Д. Ушинский «Спор воды с огнём», «Трусливый Ваня», «Проказы старухи-зимы», «Дедушка»;
С. Чёрный «Слоник»;
Дж. Родари «Розовое слово «привет»;
И. С. Панасюк «Я не подумал о других», «Что случилось с малышом», «В деревне»;
В. Волков «Вишневая слеза»;
В. Сухомлинский «А сердце тебе ничего не приказало?», «Спасибо»;
Нар. сказка «Советы отца»;
Н. Забила «Ясочкин садик»;
А. Барто «Машенька»;
Б. Заходер «Строители», «Шофёр»;
Д. Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа»;
Е. Яниковская «Я хожу в детский сад»;
А. Кардашова «Большая стирка».
7. Изготовление открыток, подарков на День матери, 23 февраля, 8 марта, Новый год, 9 мая.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.