Ирина Яровая
Родительское собрание на тему «Роль семьи в воспитании духовно-нравственной личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в воспитании духовно–нравственной личности дошкольника.
Родительское собрание – практикум.
Тема: Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка.
Публикация «Родительское собрание на тему „Роль семьи в воспитании духовно-нравственной личности дошкольника“» размещена в разделах
Цель: Формировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в семье.
Задачи:
1. повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формированию мировоззрения детей дошкольного возраста;
2. способствовать сплочению родительского коллектива;
3. способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.
Участники: родительский коллектив, воспитатели группы.
Оборудование: собрание проводится в просторном помещении (музыкальный зал); столы расставляются для работы в микрогруппах; бумага, клей-карандаш (по количеству групп, пластилин, стразы ; проектор.
Ход собрания:
1. Организационный этап.
Воспитатели встречают родителей, предлагают занять место за одним из столов. Организуется деление на группы.
2. Актуальность темы собрания.
Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей к духовно-нравственным ценностям общества. Педагоги призваны развивать то, что заложено в семье. В ходе совместной работы мы определим, в чём заключается роль семьи и образовательного учреждения в воспитании духовно-нравственной личности ребёнка.
Воспитатель 1 :
Добрый день, уважаемые родители и гости. Мы рады приветствовать вас. Сегодня мы свами поговорим на тему : «Роль семьи в воспитании духовно–нравственной личности дошкольника». Современный порядок жизни провоцирует разрушение традиционных семейных связей, и для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современного родителя не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Зачастую они не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
Очевидно, что приоритет материальных интересов над духовно-нравственными ценностями, утрата семьёй воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, именно ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности.
Образовательные учреждения заинтересованы в повышении психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.
Воспитатель 1
3. Работа в микрогруппах.
3.1. И в самом начале нашего собрания я хотела бы вам задать очень важный вопрос: Что же всё-таки такое «духовно-нравственные ценности».
- Уважаемые родители, обсудите в группе понятие «духовно-нравственные ценности» и перечислите их.
На работу отводится 3 минуты. По окончании обсуждения представители микрогрупп зачитывают варианты ответов.
НА слайде показываем основные ценности:
патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,
семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
здоровье — забота о своем здоровье, формироание привычки к здоровому образу жизни.
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Вывод: Духовно-нравственные ценности это ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
И сегодня мы с вами остановим свое внимание на такой ценности, как семейные.
Воспитатель 1
3.2. Конкурс “народная мудрость гласит”
О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.
– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).
– Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).
– У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).
– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).
А теперь продолжите пословицу.
– Гость на пороге – счастье в … (доме).
– Дом без хозяйки … (сиротка).
– Дом вести … (не бородой трясти).
– Яблоко от яблони … (не далеко падает).
– Чем богаты, … (тем и рады).
– В гостях хорошо, … (а дома лучше).
Разминка прошла успешно. Теперь конкурсное задание. Из набора слов, которые вы сейчас получите в конвертах, составьте пословицу. Можно изменять падеж, форму, добавлять предлоги и частицы.
Задания:
– Семья, куча, страшна, туча. (Семья в куче – не страшна туча.)
– Дети, тягость, радость. (Дети не в тягость, а в радость.)
– Семья, клад, лад, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.)
– Семья, место, душа, вместе. (Когда семья вместе, так и душа на месте.)
Воспитатель2
4. Презентация домашней работы родителей :
«Семейные ценности»
А теперь мы с вами перейдём к домашнему заданию, перед собранием мы просили вас сделать презентацию в любой форме, ваших семейных традиций и семейных ценностей и сейчас я прошу вас по очереди представить свою работу.
Спасибо за выступление.
Ну а я подведу итог, и так что же такое традиции- это основа уклада семьи, семьи- дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Ну и основные семейные ценности- это любовь, ответственность, общение, забота и поддержка, уважение, умение прощать, честность, традиции.
Я думаю все эти понятия присутствуют в ваших семьях.
5. Слайд шоу на тему «Несколько дней из жизни замечательных детей»
Воспитатель 2
6. Практикум.
Создание елочной игрушки «Голубь».
Воспитатель 3
7. Упражнение «Чаша»
Душа ребенка – это полная чаша. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими качествами вы хотели бы его наделить? У каждого из вас есть сердечко, напишите на красной его стороне качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка.
Родители пишут на «сердечках» качества.
Педагоги собирают «сердечки», размещают их в «чаше» на мольберте.
- Посмотрите, какую яркую, красивую душу, мы хотим видеть у ребенка!
Озвучиваются качества, написанные на «сердечках».
Дискуссия среди родителей.
Вопросы к родителям :
- Как вы считаете, кто оказывает первостепенную роль на формирование у ребенка общечеловеческих ценностей, таких как доброта, справедливость, щедрость, милосердие, любовь и т. д.?
- Какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, что бы это «чаша» не расплескалась, не разбилась, а стала еще полнее?
- Благодарю за Ваши высказывания и суждения. Нам, взрослым, есть над чем задуматься и изменить отношение к решению данной проблемы.
8. Песня «Главное на свете это наши дети»
Воспитатель 2
9. Подведение итога.
Родители и педагоги, при условии сотрудничества и взаимодействия, имеют практическую стратегию формирования нравственных ценностей у детей. Дошкольный и младший школьный возраст – это тот период в жизни ребёнка, когда возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил. Совместными усилиями мы научим наших детей тому, как «открыть» своё сердце, как бескорыстно помогать другим, как проявлять уважение и заботу, покажем им ценность человеческой жизни и важность нравственности.