Давыдова Алина Денисовна
Развитие творческой активности у детей 3–4 лет посредством нетрадиционных техник рисования. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается.
Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы.
Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни.
Поэтому развитие творческих способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Творчество для них - это отражение их душевной работы.
Рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая пред ним новые возможности.
Однако рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы.
Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Для успешного обучения детей рисованию, используем нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Кляксография заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок смотрит на них и видит образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?»- эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, переходим к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате получается целый сюжет.
Дети моей группы очень любят рисовать пальчиками.
Средства выразительности выступают: пятно, точка, короткая линия, цвет. Применяем следующие материалы: тарелочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Дети рассматривают свои рисунки и стараются рассказать, что у них получилось.
Рисование ладошкой вызывает неподдельный восторг и интерес.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Дети рассматривают работы друг друга и делятся впечатлениями.
Ватные палочки, оказывается, можно использовать не только по их прямому назначению. С их помощью можно еще и рисовать, а в процессе творчества развивать детей, запоминать цвета, знакомить малышей с природой, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас ребенка и еще много всяких полезных функций выполняет этот незамысловатый предмет гигиены.
Рисование ватными палочками – это один из видов нетрадиционных техник рисования. Он интересен не только старшим детям и взрослым, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи.
Детьми обычно с радостью приветствуется эта техника рисования, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами. В каждой технике рисования существуют различные секреты и нюансы. Есть некоторые моменты, на которые стоит ориентироваться, чтобы получить максимально удовлетворительный результат.
Для детей на первых занятиях лучше предлагать только один цвет краски. Картинки надо подбирать максимально простые: солнышко, снег, дождик. Детям постарше даются задания сложнее. Увеличивается количество цветов. Это позволит юным художникам проявить воображение.
Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями.
Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать.
Для этого совместно с родителями организуем выставки детского рисунка. Они очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Положительным результатом в своей работе считаем участие детей в конкурсах, выставках рисунков.
В процессе творчества маленькие дети учатся создавать вещи своими руками, познают радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития.
В каждом из нас есть творческое начало, но детям просто жизненно необходимо его развивать, реализовывать свой потенциал.
Нетрадиционные методы рисования не только помогут ребенку в самореализации, но и дадут выход его эмоциям, помогут решить накопившиеся проблемы без конфликтов.