Валентина Коробкова
Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2. Экологическое воспитание - это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, которые он усвоил в процессе обучения. Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового.
Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2020
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников любви к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в самостоятельной деятельности и в НОД.
Слайд 3. В своей работе я использую следующие формы и методы работы:
• наблюдение в природе;
• работа в огороде, на клумбе;
• экскурсии;
• НОД;
• дидактические игры;
• ознакомление с художественной литературой;
• участие в конкурсах;
• проектная деятельность;
• работа с родителями;
• опытно-экспериментальная деятельность;
Слайд 4. Для успешного экологического развития детей на территории детского сада созданы цветники, огород, растут деревья, кустарники и растения нашего края. У детей есть возможность наблюдать за природой в её естественном виде.
Слайд 5. В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Слайд 6. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.
Слайд 7. В совместной деятельности с детьми использую игры экологического содержания:
настольно – печатные «Зоологическое лото», «Четыре времени года» и т. д. ; словесные игры «Что за птица?», «Съедобное – несъедобное» и т. д. ;
подвижные игры природоведческого характера «Солнышко и дождик», «Мыши и кот» и т. д.
Использование развивающих игр помогает мне развивать в детях умение систематизации представлений о живой природе, понять многие экологические закономерности; воспитывать эмоционально бережное отношение к живому, сопереживать всем живым существам и желание защищать их.
Слайд 8. В своей работе широко использую народный фольклор.
Мудрость, заключенная в сказках, потешках, загадках воспитывает у детей интерес к выразительному слову, любовь к родине и родной природе, учит добру. Литературу известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки использую на занятиях. В свободное время с детьми разучиваем стихи о природе известных наших поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других.
Слайд 9. Для познавательной, эстетической, обучающей деятельности мы создали макеты: «Зоопарк», «Лесная полянка», «Птичий двор».
Слайд 10. Большой интерес у детей вызывает работа в исследовательском уголке. В данном уголке есть жёлуди, разнообразные семечки (арбуза, дыни, семена подсолнечника, скорлупа грецких орехов и фисташек, ракушки, шишки. С осени собираем и засушиваем листья и плоды разных растений. Раскладываем по коробочкам или мешочкам. (Можно использовать пустые пластиковые баночки из под витаминов с проделанными дырочками.) А потом пробуем по запаху определять, что это за растение.
С детьми проводим опыты с водой, песком, растениями, природными камнями. В свободное от занятий время с детьми изготавливаем из природного материала поделки.
Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними (водой, воздухом, песком, растениями) позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка и воспитанию доброжелательного отношения к живой природе.
Слайд 11. Дети любят участвовать в экологических сказках («Репка», «Теремок на новый лад», праздниках («В гостях у Лесовичка», «День птиц») и развлечениях («Лес – таинственное государство»).
Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Слайд 12. Немаловажной формой в воспитании добрых чувств к живой природе, я считаю экскурсии и целевые прогулки. На прогулке организую игры с природным материалом (песок, вода, глина, лед, снег, листья, плоды и т. д., в процессе которых дети знакомятся со свойствами различных природных материалов.
Слайд 13. Важным источником знаний о природе является наблюдение. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.
Слайд 14. Основные же знания о природе, экологические знания дети получают на занятиях. Занятия выстраиваю на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом. Например, используя наглядное пособие о животных, дети учатся составлять описательные рассказы по картинам, используя части речи такие как: прилагательные, глаголы, синонимы, антонимы.
Использование природного материала при составлении аппликаций позволяет развитию у детей мелкой моторики рук, для дальнейшей подготовки руки к письму, познавательной активности и т. д.
В старшем дошкольном возрасте преобладает метод проектирования, в котором дети принимают активное участие. Мною были разработаны проекты: «Зимующие птицы», «Березка - белоствольная красавица!» и др., где прослеживается интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Работа над проектами способствовала развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников.
Слайд 15. В январе мы начали работу над новым проектом «Календарь экологических праздников". Тип: информационно-социальный, групповой, долгосрочный.
Срок реализации проекта: 1 января – 31 декабря 2019г.
Цель:
Формирование экологического сознания и экологической культуры старших дошкольников.
Задачи:
1. Формирование элементарных экологических знаний и представлений детей
2. Расширение и систематизация представлений об экосистемной организации природы Земли;
3. Развитие познавательных умений и интереса детей.
4. Содействие в формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Ожидаемые результаты:
• Повышение уровня экологической культуры детей и родителей.
• Сформированная система становления нравственных качеств личности дошкольника посредством экологического воспитания
• Организация развивающей среды, способствующей нравственно – экологическому развитию детей, ведущее место в которой занимает настенный календарь экологических праздников.
Наш календарь сделан по принципу обратного отрывного календаря: мы поэтапно приклеиваем сверху последующие месяцы. И он получается обратный накопительный.
Слайд 16. Первый праздник 11 января - День Заповедников в России мы провели в интересном знакомстве с Хоперским заповедником, его назначением и обитателями.
Затем оформили стенгазету и разместили рядом с нашим календарем, с детьми сделали мини-заповедник, с которым потом играли.
Слайд 17. А вот 20 января – Всемирный день снега мы провели весело играя со снегом.
События февраля:
Слайд 18. 19 февраля Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита); проведение НОД, просмотр презентации.
Слайд 19. 27 февраля Международный день полярного медведя. НОД по ознакомлению с жизнью полярного медведя в природе и выполнили обрывную аппликацию «Белый мишка».
События марта:
Слайд 20. 1 марта Всемирный День кошек. Дети рассказывали о своих домашних кошках. Пластилинография «Кошечка».
Слайд 21. 21 марта Международный День леса – дети сделали стенгазету «Берегите лес от пожара».
Слайд 22. 22 марта Всемирный День Воды – была проведена экологическая акция «Сохраним воду чистой». Дети своими руками изготовили листовки в форме капельки и распространили их среди родителей и работников детсада.
События апреля:
Слайд 23. 1 Апреля - Международный День птиц. Были изготовлены и развешаны скворечники и проведено развлечение «Птицы – наши друзья!».
Слайд 24. В рамках экологического воспитания организую акции («Покормите птиц зимой!», «Скворушка», «Берегите первоцветы!») выставки детских рисунков (:«Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Зимушка- зима» и др., поделок из природного материала. Дети стараются дома привлечь своих родных к изготовлению поделок.
Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек и скворечников для птиц, которые мы с детьми развешиваем на территории детского сада.
А мамы активно участвуют в выставках «Дары осени» и «Зимняя фантазия». Очень важно убедить родителей продолжать начатое в детском саду дело и дома.
Слайд 25. В целях более эффективного взаимодействия с родителями в приёмной оформила «Экологическую страничку», в которую помещаю консультации, папки-передвижки и памятки для родителей («Прогулка и ее значение», «Прикоснись к природе сердцем!», «Летний отдых» и т. д.) Эта работа способствует повышению экологической культуры родителей.
Слайд 26. Мои воспитанники активно участвуют в районных и областных конкурсах.
Слайд 27. Я считаю, что в результате проделанной работы по экологическому воспитанию в группе «Солнышко» есть положительные результаты:
• Изменилось поведение детей. Они стали более внимательными стали бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь.
• Последовательнее и интереснее стали рассказы детей, расширился их словарный запас, богаче стало их творческое воображение.
• В разговорах и рассказах дети чаще стали пользоваться правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных.
Слайд 28. В дальнейшем планирую продолжать свою работу в следующих направлениях:
• продолжить знакомить детей с растениями и животными родного края;
• расширять словарный запас детей, закреплять имеющиеся знания с помощью дидактических игр, чтения художественной литературы;
• пополнять свои наработки новыми материалами и новой литературой.
• применять в образовательном процессе инновационные педагогические технологии, а именно проектный метод и ИКТ.