Ляйсан Мукаева
Организация работы учителя индивидуального обучения на дому: проблемы и перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из опыта работы «Организация работы учителя индивидуального обучения на дому : проблемы и перспективы.»
"Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами.
Это люди, которым судьба послала сложные испытания.
Только сочувствия мало, надо развивать возможности. "
Л. И. Швецова
Индивидуальное обучение является одной из форм школьного обучения. Как и у каждой формы обучения, здесь есть свои положительные моменты, имеются свои неудобства и недочёты. Это трудоёмкий процесс.
Публикация «Организация работы учителя индивидуального обучения на дому: проблемы и перспективы» размещена в разделах
Ведущим принципом своей работы я считаю – сохранение и улучшение здоровья обучающегося. Индивидуально работая с каждым учеником, стараюсь создать комфортные условия для формирования и развития нравственной, гармоничной, физически и психически здоровой личности в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями с учётом системно – деятельностного и личностно – ориентированного подходов.
Вот это и являлось девизом в моей работе, построенной из следующих составляющих: образование, воспитание, развитие ребёнка-инвалида.
Первые дни для меня были самыми трудными.
До этого работала воспитателем. И у меня появились затруднения. Я, как учитель индивидуального обучения, работающий с такой категорией детей, должна знать не только методику преподавания предметов, дисциплин, но и азы дефектологии, логопедии, ему необходимы определённые умения и приёмы, специальные знания работы.
Следует сказать, что в одиночку учителю очень трудно, а часто и невозможно добиться положительных результатов. Для успешного результата необходимо работать сообща всем педагогам, необходимо объединиться логопеду, психологу, и классному руководителю. Что нами было сделано.
С чего начала свою работу? Для начала построила себе поэтапный план,
позволяющий перестроиться в «универсального» педагога, умеющего работать с любым контингентом детей. Составили адаптированную рабочую программу, подобрала необходимую методическую литературу, приобрела наглядные пособия для работы с учениками. Так же мне помогали педагоги.
Все рабочие проблемы и вопросы в одиночку решить невозможно.
Поэтому в работу активно включились родители ребёнка. Родители создают условия для обучения на дому : не шумят, оставляют наедине с учеником (если они рядом, то ученики часто отвлекаются, предложенную работу не делают, капризничают). С их стороны постоянно шла положительная мотивация, на любую просьбу они реагировали положительно. Учебный процесс регламентируется учебным планом.
Иными словами, обучение на дому процесс двусторонний, взаимопроникающий, предполагающий тесное сотрудничество всех заинтересованных сторон. Главное в этом многогранном процессе – результат: становление обличённой знаниями максимально социализованной личности (насколько это возможно для конкретного ребенка).
Вся проводимая работа направлена на развитие слуховых, зрительных восприятий, тактильных ощущений, а также специальных упражнений на развитие речи, мышления, внимания, памяти.
Понятно, что ребёнок с органическим поражением головного мозга весь
программный материал не усвоит, стандартные методы и приёмы преподавания для него не подходят.
К тому же, каждый раз собираясь на занятия, не знаешь, какое у него самочувствие, настроение, как он сегодня будет воспринимать учителя. Все равно переживаешь. Очень часто приходится подготовленный урок отложить из-за непредвиденных ситуаций. И на каждый такой случай у меня подготовлен запасной вариант урока. ( Например: ты подготовилась на сидящего варианта занятия, а ученик не хочет сидеть, капризничает, или не дает руку, делать поделки по ручному труду. Или вообще устал, ничего не хочет делать.)
Предлагаемый материал ребёнок усваивает частично после долгих и кропотливых занятий. Поэтому занятия стараюсь проводить в игровой форме, чтобы ребёнку было интересно, увлекательно и весело. Огромную помощь оказывают компьютерные технологии. Презентации, просмотр роликов, видеоигра, прослушивание аудиозаписей вызывают у учеников положительную мотивацию, желание заниматься (У Айгиза, выполнять упражнения, отвечать на вопросы. Доброжелательным тоном, словами поддержки стараюсь создавать положительную эмоциональную атмосферу.
Каковы результаты моего труда? На сегодняшний день мой ученик умеет
пользоваться школьными принадлежностями. Ручку, карандаши, кисточку
держит правильно. Ведущая рука – правая. Пишет с помощью учителя, может обвести образцы письма элементов букв, раскрашивает рисунки. Испытывает затруднения при счёте предметов, решении простых арифметических задач, примеров на развитие логического мышления. Любит занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий (планшет, компьютер). Знает своё рабочее место, старается выполнять правила поведения во время урока, реагирует на замечания, слушает учителя, выполняет указания, но в случае усталости может отказаться от продолжения занятий. С девочками организую физическую помощь : я в буквальном смысле «работаю» с их руками, пишу вместе с ним, держа одну ручку «рука в руке». Рисуем, красим кисточками.
Сейчас у меня самая жизнерадостная, замечательная ученица! Это Лилия. Учимся, радуемся жизни, творим…А Эльмира, Элиза и Луиза у них нет к сожалению положительной динамики.
Чтобы видеть результаты своего труда, я веду мониторинг и отслеживаю
динамику развития ребёнка.
«Плюсы» надомного обучения. Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные (учебный процесс строго индивидуально подобран под самого ребенка). Все это позволяет ученику работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил. В случае недомогания ребенка занятие может быть перенесено на другое, более приемлемое время по согласованию учителя и родителей. Возможность получить полноценные знания в нужном объёме без лишней волокиты, включая в обучение необходимый и достаточный спектр предметов.
«Минусы» надомного обучения. Главным и перевешивающим недочетом надомного обучения является то, что при обучении на дому ребенок недостаточно социализируется, не учится общаться. Так же не может участвовать в различных школьных мероприятиях, присутствовать на концертах, вечерах и других коллективных делах с наличием большого числа детей разного школьного возраста. Таким образом, мы можем сделать вывод из всего сказанного.
Самый маленький прогресс в их развитии, самый маленький успех в нашей совместной работе меня радуют. Значит, все мои труды не напрасны.