Папки-передвижки

Обучающие игры и игровые технологии как средство развития социально-эмоциональной сферы дошкольников

Захарова Татьяна
Обучающие игры и игровые технологии как средство развития социально-эмоциональной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Обучающие игры и игровые технологии как средство развития

социально-эмоциональной сферы дошкольников»

Дошкольный возраст является периодом приобщения к миру общечеловеческих ценностей, умение устанавливать первые отношения с людьми. Важную роль в развитии личности ребёнка играет процесс умения познавать себя, выражать свои эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей. В дошкольном возрасте необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, познакомить с правилами и нормами поведения в обществе, научить адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях.

Публикация «Обучающие игры и игровые технологии как средство развития социально-эмоциональной сферы дошкольников» размещена в разделах

К сожалению современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам сверстников и окружающих взрослых. Они не всегда способны сочувствовать, сопереживать, предложить свою помощь. Развитие социально- эмоциональной сферы у дошкольников является наиболее актуальной. Перед нами, взрослыми стоит задача -помочь детям стать уверенными, успешными, счастливыми и добрыми.

Одним из главных средств воспитания и развития дошкольников была и остаётся игра. Именно в процессе игры совершенствуются коммуникативные навыки, социальные мотивы и потребности, так же эмоциональная сфера. Дети активно познают окружающий мир, учатся общаться, договариваться, уступать, фантазировать, овладевают общественным опытом, нормами поведения. В игре каждый ребёнок проявляет себя, раскрывается, принимает правила игры.

Работая с детьми старшей группы я много внимания уделяю социально коммуникативному развитию дошкольников. Для меня очень важно, чтобы мои воспитанники умели общаться, находить выход из разных ситуаций, в дальнейшем легко смогли адаптироваться к школьной деятельности. Для развития социально-эмоциональной сферы дошкольников разработано много игр и технологий разных направлений. Я хочу поделиться с наиболее интересными, которые я использую в своей работе с детьми в разных режимных моментах.

В утренние и вечерние часы я провожу игры с водой. Аква гимнастика успокаивает ребёнка, доставляет радость. А игры, направленные на развитие эмоциональной сферы, помогают запомнить правила поведения, умение выполнять коллективные задания. Игра «Назови пословицу».

1 вариант: Дети стоят в кругу. Перед ними контейнер с водой, камушки. По очереди достают камушки из воды, называют пословицу о дружбе (семье, труде).

2 вариант: «Кто больше назовёт пословиц». Дети стоят в двух колоннах. По очереди достают камушек, называют пословицу. Чья команда назвала больше пословиц, та выиграла. Игра «Моё настроение».

1 вариант: Перед детьми контейнер с водой, на дне разноцветные камушки, силуэт лица. Ребёнок достаёт из воды камушки и выкладывает на силуэт своё настроение (улыбку, грусть, спокойствие и т. д.) Затем рассказывает, почему он выложил такую эмоцию.

2 вариант: Перед детьми контейнер с водой, на дне разноцветные камушки. Дети по очереди выбирают камушки, рассказывают о своём настроении. Игра «Подарок для друга». Дети сидят полукругом. Один ребёнок выкладывает камушки на дне контейнера в виде силуэта какого -либо предмета. Остальные угадывают что это за подарок. Далее ребёнок- ведущий дает словесное описание для кого подарок, дети угадывают. Игра «Комплименты». Играют 3-4 ребёнка. Перед детьми контейнер с водой и разноцветными камушками. Детям предлагается по очереди доставать камушки - называя для друга добрые слова. Игра «Вспомни сказку». Перед детьми контейнер с водой, разноцветные камушки и тарелочки с изображением разных эмоций. Детям предлагается вспомнить героя сказки и разложить в тарелочки с подходящей эмоцией (добрый, злой, хитрый).

В дошкольном возрасте важно научить детей слушать, говорить спокойно, не перебивать собеседника. В своей работе я с детьми я провожу игры с разноцветными резиночками. Серия игр, разработанная мной, направлена на развитие эмоционального состояния детей, умение слушать друг друга, соблюдать правила игры, также помогают развитию мелкой моторики. Такие игры провожу с детьми перед организацией и проведения НОД, индивидуальной работы, свободное время Игра «Вежливое слово».

1 вариант-Дети стоят по кругу, в середине коробка с разноцветными резиночками. Дети по очереди беру резиночку, надевают на палец рядом стоящему ребёнку, называя вежливое слово. Кто называет последний-тот победил. Условие: постараться не повторять слова, которые называли.

2 вариант «Кто больше назовёт слов». Играет несколько детей (можно 2 команды). Дети по очереди называют вежливое слово, надевая друг другу на пальчик резиночку. Кто больше слов назовёт-тот выиграл. Игра «Какой я». Перед ребёнком коробка с резиночками. Предлагается назвать положительные качества, надевая на пальчики правой резиночки после каждого названного слова, так же назвать отрицательные качества и надеть на пальчики левой руки. Потом можно посчитать, каких качеств у ребёнка больше.

Игра «Хорошо-плохо».

1 вариант: Дети стоят в кругу. Предлагается по очереди называть хороший (плохой) поступок, надевая на палец стоящему рядом ребёнку резиночку. Кто назовёт больше хороших (плохих) поступков, тот выиграл.

2 вариант: Играет два ребёнка. Один называет поступки, другой надевает резиночки на правую руку-хорошие поступки, на левую-плохие. В конце игры резиночки можно пересчитать и сделать вывод.

Не менее интересны и познавательны игры с воздушными шариками. Эти игры всегда вызывают у детей радость, восторг, смех. Так же их можно использовать на развитие у детей разных навыков, например: умения различать хорошие и плохие поступки, эмоции, правильно вести в разных ситуациях, оценивать свои поступки и сверстников. Такие игры провожу перед НОД как дыхательную гимнастику, досуг, в свободное время. Игра «Нарисуй лицо человечку». Перед детьми надутые воздушные шарики. Предлагается нарисовать лицо маркерами или фломастерами. Далее дети рассказывают про своих человечков (весёлые, грустные, радостные, спокойные, сердитые). Можно обыграть, составить небольшую сказку. Игра «Назови качество человека». Перед детьми воздушные шарики. Детям предлагается сделать глубокий вдох, затем выдох и на выдохе назвать положительные качества человека. Игра «Домик для человечков». Перед детьми надутые воздушные шарики, фломастеры. Ведущий предлагает заселить домики человечками. Дети рисуют человечков с определённой эмоцией, предварительно послушав описание поступка. В конце игры можно посчитать каких человечков больше в домике.

В своей работе я использую игры с ложками. Вместе с ребятами мы наклеили разные эмоции. Серия игр ложками направлена на развитие эмоциональной сферы, помогает запомнить учебный материал (пословицы, поговорки, мирилки, считалки, составление рассказов, придумывание сказок). Игра «С кем дружить?» Перед детьми ложки с нарисованными лицами разных эмоций. Дети по очереди выбирают ложку, рассказывают почему выбрали ложку именно с этой эмоцией. Игра «Хорошо-плохо». Дети сидят полукругом. Ведущий называет поступок, по очереди берут ложку с подходящей эмоцией, рассказывают почему выбрали именно эту эмоцию. Игра «Расскажи про свою семью». Играет два –четыре ребёнка. Перед детьми набор ложек разной величины. Детям предлагается выбрать ложки, нарисовать лица-семья, рассказать о членах семьи-месте работе родителей, увлечениях, традициях. Игра «Передай улыбку». Дети стоят по кругу, у ведущего ложка с изображением улыбки. Под спокойную музыку дети по кругу передают ложку. По окончании музыки, ребёнок с ложкой выходит вкруг и выполняет задание (называет пословицу, показывает мимикой заданную эмоцию.

Интересно и познавательно проходят игры с использованием трубочек для коктейля. Такие игры помогают запомнить правила поведения, развивают умение работать в коллективе, договариваться, также можно проводить как дыхательную гимнастику, счётный материал, игры на развитие мелкой моторики.

Игра «Подари улыбку другу».

1 вариант: Играют два-четыре ребёнка. Перед детьми весёлые смайлики, в руках трубочки. Детям предлагается подарить улыбку другу-подуть в трубочку, чтобы смайлик оказался у друга.

2 вариант: Играют два-четыре ребёнка. Кто больше подарит улыбок другу, тот выиграл. Игра «Собери бусы». Перед детьми поднос с нарезанными трубочками, ниточки. Детям предлагается нанизывать на ниточку бусинки, называя вежливое слово (как вариант-поступок, пословицу, качество человека). Игра «Построй домик». Перед детьми трубочки разных размеров. Детям предлагается построить дом для своей семьи (как вариант-для друга, можно использовать схему. Предложить рассказать кто будет жить в доме.

Все дети разные: стеснительные и активные, шумные и спокойные-каждый индивидуален. Для меня как педагога, важно учитывать индивидуальные особенности детей. В своей работе я использую творческие игры. Игра «Нарисуй свой страх». Ребёнку предлагается нарисовать то, чего он боится, с мять (порвать)и выбросить. Игра «Стаканчик эмоций». Ребёнку предлагается нарисовать на стаканчике своё настроение. Если это-радость-посмеяться улыбнуться; страх-крикнуть в стаканчик-я ничего не боюсь; злость-покричать в стаканчик. Игра «Я умею». Для работы с неуверенными детьми. Ребёнку предлагается круг и палочки разноцветные. Нужно разложить лучики, при этом называя,то что ребёнок умеет.

В дошкольном возрасте не только важно научить детей общаться, помогать, сопереживать, уважать, но и относиться и воспринимать человека какой он есть, учить уважать труд разных профессий. В этом помогают сюжетно-ролевые игры. В старшем возрасте они становятся разнообразней, интересней. Ребята учатся договариваться, распределять роли, сопереживать, развивать сюжет, высказывать свою точку зрения. Мои воспитанники любят играть в игры «Семья» - ребята развивают сюжет, исходя из личного опыта, это игра помогает сплочению детского коллектива, развитие кругозора, доставляет много радости. Так же популярны игры «Больница», «Магазин», «Детский сад», где ребята учатся быть сдержанными, вежливыми, распределять роли и выполнять свои обязанности: врач, медсестра, пациент; воспитатель, помощник воспитателя, родитель. Нередко игра включает в себя несколько сюжетов. Знакомые игры ребята организуют самостоятельно. Я через игру знакомлю воспитанников с разными профессиями, такими почтальон, строитель, библиотекарь. Сюжетно-ролевые игры проводятся в утренние и вечерние часы.

Большую помощь в развитии у детей социально- коммуникативных навыков оказывают настольные игры. Направленность этих игр состоит в умении соблюдать правила, радоваться за других участников игры, адекватно реагировать на проигрыш, договариваться, уступать, делиться. В своей работе я использую игры : «Домино», «Лото», игры с фишками, шашки, крестики-нолики.

Неоценимую роль в развитии эмоциональных качеств у дошкольников оказывают игры –эстафеты, соревнования, викторины. Они объединяют детей, учат быть одной командой, сопереживать, радоваться за других, высказывать своё мнение, поддерживать. В своей работе я провожу такие игры во время НОД, досугах, прогулке.

Для своей работы с детьми я изготовила развивающие пособия, которые помогают в игровой форме запомнить пословицы, составлять рассказы по иллюстрации и из личного опыта, различать хорошие и плохие поступки, сопереживать, уметь договариваться со сверстниками, ценить и уважать членов семьи. Такое пособие я использую в утренний и вечерний отрезок времени, для индивидуальной работы, так же можно использовать для работы с родителями.

«Моя семья».

В пособие входят: стихи, загадки, пословицы, сюжетные картинки, раскраски, дидактические игры. Игра «Кому что нужно». Играют два-четыре ребёнка, перед ними иллюстрации с изображением членов семьи, маленькие картинки с изображением разных предметов. Детям предлагается подобрать картинки, которые подходят каждому члену семьи. Игра «Собери ромашку». Перед детьми серединка и лепестки. Детям предлагается, сложить ромашку, называя с каждым лепестком слово, которое подходит его семье. Игра «Подбери тень». Играют два-четыре ребёнка. Перед детьми набор картинок, изображающих семью и картинки, изображающие тень семьи. Детям нужно подобрать картинку и подходящую тень.

«Ребята, давайте жить дружно».

В пособие входят: стихи, пальчиковые игры, пословицы о дружбе, мирилки, дидактические игры, раскраски. Игра «Помоги другу». Перед детьми лабиринты, простые карандаши. Детям предлагается провести героя к назначенной цели. Игра «Подбери пару». Играет два-четыре участника. Перед детьми картинки с изображений хороших и плохих поступков. Предлагается подобрать пар: сам поступок и его последствие. Игра «Подарок для друга». Перед участниками игры расположены фотографии детей группы картинки с изображением разных предметов. Детям по очереди предлагается выбрать картинку-подарок и подарить другу.

Все дети любят сказки, ведь только там случаются чудеса и различные приключения. Сказкотерапия помогает детям повысить свою самооценку, побороть страхи и агрессивное поведение. В своей работе я использую авторские сказки. Мои произведения познавательного характера: ребята решают проблемные ситуации, сопереживают и помогают героям сказки. Для своих воспитанников я написала сказки: «Остров Дружба», «Как принцесса стала вежливой», «Сказка про волчонка Петю», «Как игрушки от детей убежали», «Как котёнок Мурзик праздник проспал».

По данной теме я провожу работу с родителями. Они помогают нам в оформлении и изготовлении атрибутов для игр, так у нас появились игры «Цветик-семицветик», «Мамины помощники», игры «Салон красоты», «Больница», «Магазин».

Родителям предлагаю памятки, консультации: «Игра—это важно», «Поиграй со мной мама», «Как научить ребёнка дружить», «Правила поведения для дошколят».

В нашей группе появилась «Картинная галерея», где ребята с родителями каждую неделю в выходные дни рисуют рисунок согласно теме недели, затем рисунки помещаются на доску. В течении недели, мы отправляемся в «Музей рисунков», где каждый ребёнок может рассказать о своей работе. Это помогает в сплочении родителей и детей, уважение, радость от полученной работы, у ребят –желание поделиться со сверстниками, умение слушать, радоваться и похвалить автора.

Используя разнообразные игры и игровые технологии в своей работе, я вижу положительную динамику: воспитанники стали более ответственные, умеют договариваться, уступать, сопереживать, помогать. Работу по данной теме продолжаю, буду разрабатывать новые игры и технологии. Надеюсь, мои воспитанники в дальнейшем смогут легко адаптироваться к учебной деятельности.

Публикации по теме:

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки»Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Дидактическая игра на развитие социально-эмоциональной сферы «Настроение в мире сказочных персонажей»Дидактическая игра на развитие социально-эмоциональной сферы «Настроение в мире сказочных персонажей» Цель: продолжать обогащать у детей социально-эмоциональную сферу. Задачи: 1. Продолжать учить детей распознавать социально-эмоциональные.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучающие игры и игровые технологии как средство развития социально-эмоциональной сферы дошкольников
Опубликовано: 3 декабря 2024 в 21:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучающие игры и игровые технологии как средство развития социально-эмоциональной сферы дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Захарова Татьяна (УИ 2610616) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД