Наталья Снигирева
Роль ритмической гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 204 «Стрекоза»
Семинар-практикум для педагогов
«Роль ритмической гимнастики для детей младшего возраста»
Подготовила:
Инструктор по ФК
Снигирева Н. Н.
Цель: Способствовать формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников.
Задачи:
1. Формировать у детей двигательные навыки и умения;
2. Развивать основные физические качества;
3. Воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям ритмической гимнастикой.
Ритмическая гимнастика как одно из средств оздоровления дошкольников.
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Сегодня мы поговорим с вами о роли ритмической гимнастики для детей младшего возраста.
Мы часто замечаем, что едва малыш начинает ходить, услышав музыку ребёнок пытается под неё выполнять непроизвольные движения. Это конечно вызывает у нас умиление. Очень важно в такой момент не спугнуть, а наоборот поддержать ребёнка, похвалить его.
Музыкально - ритмические движения- это одно из важных направлений в работе с детьми на занятиях по физической культуре.
Главными задачами физического воспитания детей является укрепление организма, развитие и совершенствование движений. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений.
Один из оптимальных способов развития малыша – ритмическая гимнастика.
Ритмической гимнастикой называют комплекс разнообразных физических упражнений, которые выполняются в разном темпе под музыку. Строится гимнастика на понятных детям упражнениях. Их всегда подбирают, исходя из возраста дошкольников, а также уровня их физической подготовки.
Движения в ритмической гимнастике направлены на развитие координации. Под музыку дети делают чёткие и ритмичные упражнения. С их помощью они учатся владеть телом, ориентироваться в пространстве, укрепляют организм и мышечный тонус.
Перед педагогом стоит образовательная задача - формирование двигательных навыков и умений. Она решается в 5 образовательных областях: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Наряду с образовательными, решаются оздоровительные задачи:
-укрепление опорно-двигательного аппарата;
-развитие дыхательных, моторных, сенсорных функций;
-развитие чувств равновесия, правильной осанки.
Инструктор по физической культуре на занятиях ритмикой использует такие методы и приемы обучения как наглядные, словесные, практические, игровые, соревновательные.
Все движения ритмической гимнастики условно можно классифицировать таким образом:
упражнения для рук и плечевого пояса;
упражнения для мышц шеи и туловища;
упражнения для ног и мышц всего тела;
На занятиях ритмикой следует соблюдать правила:
-занятия проводятся до еды;
-соблюдается дозировка количества упражнений и темпа их проведения;
-учитываются возрастные особенности и возможности детей.
Правильно построенные занятия ритмикой дают хорошие результаты.
Прежде, чем научить детей слушать и петь музыку, необходимо их "собрать", т. е. организовать. Первое, что мы пытаемся сделать с воспитателями, это научить детей слаженно двигаться друг за другом. Такое движение мы называем "паравозиком". Это на первый взгляд кажется очень просто. Затем мы учим деток ходить в хороводе под музыку, взявшись за руки.
Тоже один из важных моментов в музыкально - ритмических движениях. Здесь важно не только как дети идут под музыку в хороводе. В таком простом движении, на первый взгляд, развиваются не только музыкально- ритмические движения но и работа в коллективе, т. е. коммуникация.
И затем происходит переход к более сложным упражнениями. Но поверьте, чтобы научить малышей просто ходить в хороводе, нужно потратить много сил и времени.
Вот так шаг за шагом, мы начинаем выполнять простые музыкально- ритмические движения под музыку. И этот этап постепенно подготавливаем малышей к танцевальным движения.
Музыкально- ритмические движения - это развитие музыкальности, чувства ритма, это развитие организованности у детей младшего дошкольного возраста.
Ритмичность обеспечивает экономность движениям с точки зрения энергозатрат, превращает их в автоматизированные навыки. Взрослея, человек перестает задумываться над тем, как он ходит, бегает, ездит на велосипеде, читает, пишет.
Способность детей чувствовать ритм развивается в тесной связи с речью, познавательными процессами, умением регулировать эмоции. На основе этой способности дети учатся воспринимать мир как целое, у них формируются логическое мышление и сознание. Ребенок чувствующий ритм, быстрее овладеет в школе чтением, письмом, счетными операциями. Прыгая или хлопая в ладоши в такт музыке, ребенок учится организовывать свои движения во времени и пространстве, у него появляются двигательная умелость, ловкость. Как развить способность чувствовать ритм? Проговаривание считалок, закличек, потешек следует соединять с простыми движениями, действиями: притопыванием, прихлопыванием, постукиванием, прыжками.
Развивают чувство ритма пальчиковая гимнастика, использование подговорок при разучивании танцевальных движений.
Пример: разучивание танцевального движения «Ковырялочка».
Дети ритмично выполняют действия по тексту,
-Носок, пятка, перетоп, носок, пятка, перетоп!
Вот какие молодцы, мы ребята – удальцы!
«Маятник» -качалочка (с ноги на ногу)
- Вперед - назад, вперед- назад, маятник качается,
вперед -назад, вперед-назад, детям очень нравится!
Пальчиковая гимнастика «Червячки»:
-Раз, два, три, четыре, пять, червячки пошли гулять,
Раз, два, три, четыре, пять, червячки пошли гулять,
(пальчики ритмично шагают по столу)
-Вдруг ворона подлетает, головой она качает,
(руками ритмично показывают «крылышки»)
-Каркает: Вот и обед!
(рукой показывают «клюв», ритмично открывают и закрывают)
-Глядь, а червячков уж нет!
(разводят руки в стороны)
Пальчиковая гимнастика «Три медвежонка»
-Три медвежонка прыгают в кроватке,
(ритмично сгибают и разгибают три пальчика)
-Один из них упал головою вниз
(указательными пальчиками задевают голову и наклоняют вниз)
-Мама к телефону!
(пальчиком «набирают» номер воображаемого телефона)
-Доктор отвечает:
(«подставляют» воображаемую трубку к уху)
- «Уложите детей в кровать!»
(ритмично грозят пальчиком).
Такие же действия повторяют с двумя и одним пальчиком.
Такие игры вызывают у детей только положительные эмоции.
Дети даже в раннем возрасте стремятся ритмично двигаться под музыку. Это связано с естественной потребностью детей в движениях. Любые движения малыши выполняют непринужденно, если они сочетаются с музыкой и элементами игр. Недостаток физической активности сказывается на общем психическом развитии ребенка.
Как показывает практика, ритмическая гимнастика доступна даже детям 3-4 лет, а дети способны четко, красиво, естественно, качественно выполнять упражнения, меняя характер движений в соответствии с темпом и ритмом музыки.
В своей работе с детьми следует учитывать следующие принципы комплексного решения основных задач физического воспитания: систематичность, постепенность, последовательность, повторностъ.
Но задача ритмической гимнастики не только в том, чтобы дать нагрузку. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерно при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Это сложная задача, но вполне осуществимая.
Важно, чтоб на занятиях сложилась эмоциональная атмосфера. Этому во многом будет способствовать музыка, звучащая после заключительной части. Она должна быть бодрой, жизнерадостной. Целесообразно начинать и заканчивать занятие ритмической гимнастикой одним и тем же, непременно веселым музыкальным произведением. Например, песенка В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам». Музыка, используемая на гимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, но и способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности. Ритмическая гимнастика вызывает у детей радостные чувства, способствует эстетическому воспитанию.
Таким образом, ритмическая гимнастика – это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д., но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. Поэтому ритмическую гимнастику широко используют в детских дошкольных учреждениях.