ОЛЬГА РОМАНОВА
Проект «Ознакомление детей с пейзажной лирикой с использованием нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Красота родного края, открывающаяся
благодаря сказке, фантазии, творчеству,
- это источник любви к родине …
Пусть ребёнок чествует и восторгается
ею, пусть в его сердце и памяти
навсегда сохраняются образы,
в которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский
Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества – одна из самых серьёзных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется на сегодняшний день большое внимание.
Публикация «Проект „Ознакомление детей с пейзажной лирикой с использованием нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Желание творить – внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Актуальность данной темы заключается в том, что зачастую ребёнку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Поэтому, я в своей работе с детьми использую так называемые нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Такие техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна ребёнку. Они способствуют обогащению знаний и представлений детей об окружающем мире, развивают творческий потенциал, воображение, учат мыслить смело и свободно, дают возможность удивиться и порадоваться миру, в котором мы живём.
Цель. Развивать творческие способности детей посредством знакомства их с пейзажной лирикой, используя нетрадиционные техники рисования.
Задачи.
- учить выделять главный образ в рисунке, передавать содержание рисунка, используя средства художественной выразительности;
- формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эстетическое отношение к художественному творчеству;
- развивать образное воображение, фантазию, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения;
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - набрызгом;
- закреплять умение детей работать с обрывной бумагой, использовать в работе кусочки ваты;
- продолжать учить применять в работе метод тычка.
- воспитывать у дошкольников положительное отношение к разным социальным гендерным ролям на примере художественных образов.
Интегрируемые образовательные области.
«Чтение художественной литературы»
«Коммуникация»
«Познание»
«Социализация»
«Музыка»
Вид проекта. Творческий.
Срок реализации. 1 месяц.
Участники проекта. Дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Предполагаемые результаты.
На уровне детей :
- формирование у детей устойчивого интереса к изобразительной деятельности, эстетическое отношение к художественному творчеству, самостоятельности;
- развитие образного воображения, фантазии, умения активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения;
- знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – набрызгом, закрепление навыков работы методом тычка, работы с обрывной бумагой.
- развитие интереса детей к художественной литературе, умения почувствовать красоту и выразительность языка произведения, воспринимать поэтическую речь;
- развитие словаря (набрызг, тычок, образ, композиция, проекция, цветовая гамма, палитра);
- формирование бережного отношения к природе.
На уровне педагога:
- создание системы по изобразительной деятельности с детьми;
- повышение профессионального мастерства, самообразование, саморазвитие;
- развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно – эстетического воспитания детей.
На уровне родителей:
- повышение компетенции в вопросах развития творческого воображения детей в процессе ознакомления их с нетрадиционными техниками рисования;
- развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству.
Этапы работы
Подготовительный
- анализ программных задач;
- изучение психолого- педагогической литературы, периодических изданий по данному вопросу;
- определение форм и методов работы;
- разработка перспективного плана работы и составление на его основе конспектов занятий.
Основной.
- создание соответствующих условий для развития детского художественного творчества;
- организация творческой деятельности детей;
- организация взаимодействия взрослых и детей.
Заключительный.
- провести итоговое мероприятие по проекту;
- подвести и обобщить итоги по реализации проекта;
- разработать рекомендации для последующей целенаправленной деятельности воспитателя.
Методы и приёмы
• Наблюдение явлений природы передающих общее содержание стихотворения, беседа о средствах выразительности поэтического произведения с последующим обсуждением содержания рисунка;
• рассматривание картин, иллюстраций, отражающих поэтические образы;
• Рисование только на основе восприятия поэтического произведения;
• Рисование с натуры картин природы, описанных в стихотворении.
. Показ некоторых приёмов изображения, анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребёнка при передаче поэтического образа.
• Практический метод позволяет детям овладеть, усовершенствовать технику рисования разными материалами, используя различные нетрадиционные техники и на основе этого закрепить полученные умения и навыки.
Требования к отбору художественных произведений
• Произведения должны быть реалистическими и высокохудожественными;
• По своей тематике оно должно быть близко и понятно детям; дети должны иметь запас представлений и знаний о явлениях и предметах, художественно отражённых в картине;
• Художественные картины должны отражать эмоциональное воздействие на детей, вызывать живой отклик.
Мероприятия по реализации проекта
1. Чтение и анализ стихотворений Н. А. Некрасова «Мороз – воевода», Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает…», А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…» и др.
2. Рассматривание картин И. И. Шишкина «Зима», И. Э. Грабаря «Иней», «Февральская лазурь», Л. И. Бродской «Морозное утро», иллюстраций к произведениям о зиме.
3. Слушание произведений А. Вивальди «Зима», Г. Свиридова «Тройка», П. И. Чайковского «Зимние грёзы».
4. Рисование на тему стихотворения Р. Кудашевой «В лесу родилась ёлочка».
5. Рисование по произведению Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» .
6. «Песни метели» - рисование по произведению Г. Свиридова «Метель».
7. Рисование «Волшебные образы зимы».
8. Дидактические игры: «Расположи правильно», «Назови автора (художника)», «Подбери по цвету», «Нарисуй то, о чём слышишь».
9. Беседа с детьми на тему: «Почему художники по-разному видят цвет снега?»
10. Консультация для воспитателей на тему: «Проявление детьми творческих способностей при изображении природы».
11. Сообщение на тему: «Роль художественных средств изображения при передаче поэтического образа природы».
12. Сообщение для родителей на тему: Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики».
13. Творческая работа – рисование иллюстраций к стихотворениям русских поэтов.
14. Развлечение на тему: «Чудеса зимнего леса».
Вывод
Дошкольное детство – очень важный период в жизни дошкольника. И чем разнообразнее его деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.
Таким образом, задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники.
Используемая литература
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1967г.
2. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., Просвещение, 1985г.
3. Лейбсон В. И. Чему учат стихи? М., Прсвещение, 1965г.
4. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., Просвещение, 1982г.
5. Курочкина М. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Г. Санкт-Петербург, «Детство – пресс», 2004г.
6. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., Просвещение, 1981г.
7. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под редакцией Казаковой Р. Г. – М. : ТЦ Сфера, 2004г.
9. Комарова Т. С. Рисование для детей среднего и старшего возраста из серии «Страна чудес». – М. : АСТ, 1998г.
10. https://nsportal.ru/