Инна Жарикова
Формирование ценности здорового образа жизни у дошкольников и их родителей (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье» - это состояние полного физического, психического и социального благополучия». В настоящее время проблема ослабления здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом В. Путиным Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показало, что государство беспокоится за будущее страны.
Публикация «Формирование ценности здорового образа жизни у дошкольников и их родителей (из опыта работы)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте по дошкольному воспитанию раскрывается содержание работы по физическому развитию:
- взрослые создают условия для психофизического развития детей;
- способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
- создают широкие возможности для двигательной активности детей;
- развивают у ребенка интерес к различным видам спорта;
- способствуют становлению и развитию физической компетентности детей (валеологические знания, умения, навыки).
Передо мной встала педагогическая проблема: какими средствами повысить интерес воспитанников и их родителей к физической культуре, спорту, а так же сформировать потребность и привычку в здоровом образе жизни.
Для решения данной проблемы, была поставлена цель: найти пути формирования двигательной активности детей дошкольного возраста и их родителей с помощью физкультурно-оздоровительных технологий.
Для достижения поставленной цели решала следующие задачи:
1. Развивать двигательную культуру воспитанников.
2. Формировать у детей, родителей потребность в здоровом образе жизни.
3. Приобщать детей, родителей к традициям большого спорта и физической культуре.
Как известно, здоровье ребенка зависит не только от особенностей его физического состояния, но и от условий жизни в семье. Семья и детский сад это те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка дошкольного возраста.
В связи с этим мной был разработан и успешно реализуется проект: «Спортивная семья», целью которого является организация на базе ДОУ совместной детско-родительской, физкультурно-оздоровительной деятельности, при которой взрослые личным примером подкрепляют осознанное желание детей быть здоровыми.
Задачи проекта:
1. Установить доверительно-деловые контакты с родителями.
2. Повысить эффективность работы по оздоровлению воспитанников.
3. Снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности с родителями.
4. Дать родителям необходимые знания о физическом развитии ребенка.
5. Обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей дошкольного возраста в семье и в детском саду.
6. Осветить работу детского сада по физическому развитию детей.
Формы работы с родителями воспитанников детского сада:
1. Индивидуальное знакомство родителей с данными мониторинга обследования воспитанников по физической подготовленности.
2. Индивидуальные и групповые консультации для родителей по воспитанию здорового ребенка («Телевизор в жизни семьи и дошкольника», «Двигательная активность и здоровье ребенка», «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» и др.).
3. Разработка практических советов и памяток для родителей по вопросам здорового образа жизни.
4. Периодическое оформление различных фото-стендов, где отражается физкультурно-оздоровительной работа, проводимая в течение учебного года.
Как показывает моя практика – спортивные праздники и досуги – наиболее активная форма для совместной деятельности ребенка и взрослого.
1. Ребенок имеет реальную возможность реализовать свой двигательный потенциал в ситуации эмоционального комфорта, так как его родители находятся рядом с ним, создавая чувство защищенности и уверенности в себе.
2. На спортивных праздниках и досугах реализуется принцип учета индивидуальных способностей детей. Родители, занимающиеся со своими детьми, исполняют роль ассистентов и руководителей физического воспитания.
3. Ребенок развивается, познавая окружающий мир.
4. Форма организации спортивного праздника и досуга такова, что создает оптимальные условия для этого, обеспечивая ребенка заботой и вниманием со стороны родителей, которым предоставляются профессиональная помощь и консультации специалистов.
Вот это все способствует накоплению родителями позитивного воспитательного опыта – рост психолого-педагогической компетентности.
В рамках проекта проведены такие мероприятия как: «Здравствуй, лето!», «Веселые старты», «Малые Олимпийские Игры», «Путешествие в страну Спортландию», «В здоровом теле - здоровый дух!», «Мама, папа, я –дружная семья!».
Особо тщательная подготовка ведется к таким праздникам как «День защитника Отечества» и «Парад в честь Дня Победы», где особое внимание уделяется строевой подготовке под военный марш.
Как я уже отметила, подобные мероприятия мы организуем с участием родителей, когда взрослые на глазах у детей демонстрируют умения бегать, прыгать, соревноваться. Это поучительно всем и особенно детям, так как это придает особый эмоциональный настрой, дарит огромную радость от общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании нравственных чувств.
Результативность проведенных мероприятий определяю через книгу отзывов, анкетирование, опрос родителей, наблюдения, собеседование с детьми. В результате взаимодействий родители стали проявлять искреннюю заинтересованность, готовность увидеть мир с позиции ребенка, пережить с ними вместе радости и неудачи. Освоенный двигательный опыт детского сада родители с успехом используют в домашних условиях.
Проводимая мной работа дала положительные результаты:
1. У 85% детей сформированы первоначальные представления о здоровом образе жизни.
2. У 70% детей достаточный уровень развития физических качеств, повышен интерес к различным формам двигательной активности.
3. Отмечено снижение частоты заболеваемости на 15%.
4. Возросла заинтересованность родителей к спортивной жизни детского сада, они стали участниками многих спортивно-оздоровительных мероприятий, проводимых в детском саду.
5. 40% воспитанников нашего детского сада посещают танцевальные кружки, различные спортивные секции.
Таким образом, я сделала вывод, что только благодаря совместной работе дошкольного учреждения и семьи формируется здоровая, физически развитая личность, которая обладает морально-волевыми качествами и потребностями в здоровом образе жизни.