Галина Каргальцева
Доклад «ИКТ в современном пространстве ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в системе образования, в том числе дошкольного, широко обсуждаются в обществе. «Влияние информационных технологий на психику и здоровье детей», «Интернет, компьютерные игры, мобильный телефон – их влияние на развитие ребенка», «Как относятся родители к компьютерным играм», «Использование компьютера в ходе образовательной деятельности в ДОУ» - тематика лишь некоторых дискуссий, в которых активно участвуют педагоги, родители детей, представители науки и средств массовой информации.
Публикация «Доклад „ИКТ в современном пространстве ДОУ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
По данным некоторых исследований отечественных специалистов, дети в возрасте до пяти лет с невероятной скоростью постигают основы пользования современными высокотехнологичными устройствами. Более 60% детей в возрасте до трех лет ежедневно смотрят видео в режиме онлайн. При этом 36% детей в возрасте от 2 до 11 лет одновременно пользуются Интернетом и смотрят телевизор.
И как бы мы ни относились к обсуждаемой проблематике, информатизация общества ставит перед педагогами дошкольного образования следующие задачи:
• Идти в ногу со временем ;
• Стать для ребенка проводником в мир новых информационных технологий;
• Быть наставником в выборе компьютерных игр для детей и родителей;
• Сформировать основы информационной культуры личности ребенка.
Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников.
В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Ни одно из выступлений педагогов не обходится сегодня без мультимедийной презентации.
При включении компьютера в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста повышается роль и ответственность педагога. В частности, в этом случае необходимо создавать определенную среду, единое информационно-развивающее пространство. Причем взаимодействие участников образовательного процесса в этой среде должно строиться по модели «взрослый – ребенок – ИКТ». Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо.
Кроме того, компьютер нужно рассматривать как средство образования, при использовании которого должны строго соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила, в частности Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10»,утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 №91.
Для того чтобы воспитатели и специалисты ДОУ были компетентны в использовании новых информационно-компьютерных технологий, их обучение по данной тематике организуется на разных уровнях. Так, в Московском институте открытого образования проводятся курсы и семинары по теме «Использование современных информационно-компьютерных технологий в педагогическом процессе ДОУ», целью которых является знакомство практиков с методикой применения новых информационных технологий. В центре внимания педагогов в данных курсах и семинарах находятся следующие вопросы :
• «Комплексный подход к использованию информационных технологий в системе ДОУ»;
• «Компьютерно-опоследовательная деятельность в сочетании с детской продуктивной деятельностью»;
• «Психолого-педагогические требования к компьютерным программам для дошкольников».
В практике работы ДОУ также используются разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их ИКТ-компетентности, в частности:
• Мастер-классы;
• Обучающие семинары;
• Педагогические мастерские и наставничество;
• Недели педагогического мастерства;
• Тематические семинары и др.
Необходимо заинтересовать воспитателей в обмене образовательными ресурсами с коллегами из других образовательных учреждений посредством информационно-коммуникационных технологий. Система электронного информационного взаимодействия позволяет педагогу оценить свое положение в образовательном пространстве, обогатиться опытом взаимопомощи с коллегами, найти оптимальные способы решения той или иной образовательной задачи. Все это вызывает стремление к активному позицианированию себя в образовательном пространстве, формирует новое видение совершенствования своих профессиональных качеств и педагогических возможностей.
Таким образом, можно констатировать что в современном мире предъявляются высокие требования к ИКТ-компетентности педагога. При этом ему отводится большая роль в повышении качества образовательного процесса путем использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, их родителями, а также в процессе собственного профессионального роста.