Елена Ринатовна
Игра как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО
ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Здоровьесберегающая педагогика – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья. Анализ работы показывает, что эта система должна предлагать:
Публикация «Игра как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
– мониторинг здоровья детей, а также проводимый медицинскими работниками, а также собственные наблюдения воспитателя и использование этих данных в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;
– учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. д. учащихся данной возрастной группы;
– создание благоприятного эмоционально–психологического климата в процессе реализации технологии;
– использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности, игры и игровые ситуации, направленные на сохранение и повышение здоровья и работоспособности детей старшего дошкольного возраста.
Здоровьесберегающее поведение – это целенаправленная последовательность выполняемых действий, осуществляющий практический контакт любого живого организма с окружающим миром, от которого зависит сохранение и укрепления здоровья человека.
Цель здоровьесберегающей технологии в детском саду – обеспечение дошкольников высоким уровнем реального здоровья, вооружение их необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитание у них культуры здоровья.
Внедряя различные методы и приемы для создания среды здоровьесберегающего педагогического процесса, педагогический коллектив должен учитывать, что они должны быть, прежде всего, доступными и интересными детям. Поэтому базовым условием организации
здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении должна быть организация деятельности в игровых формах.
Игры – это исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость
и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.
Во время игр у детей улучшается настроение, обогащается их чувственный опыт, развивается образное мышление, речь и воображение. Обладая хорошим психотерапевтическим эффектом, игра даёт ребёнку возможность избавиться от негативных переживаний.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора:
– с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать;
– с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности,
углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Таким образом, игра – это одно из комплексных средств воспитания : она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование функций организма, черт характера играющих. На основании этого можно
сделать вывод о том, что игры могут рассматриваться как важнейшее средство развития здоровьесберегающего поведения в старшем дошкольном возрасте, поскольку они стимулируют активность дошкольников и способствуют их наиболее эффективному физическому развитию. Так с целью формирования здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников
используются следующие виды игр:
1 Подвижные игры и спортивные игры с правилами направлены на развитие основных видов движений (бег, прыжки, равновесие, ходьба, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, метание). Под воздействием движений улучшается функция сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно–двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы, при активных движениях дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование подвижных игр дифференцировано в режиме дня, доступно детям и соответствует их возрастным особенностям, повышает умственную и физическую работоспособность воспитанников.
2 Дидактические игры (с предметами, настольно–печатные, словесные) способствуют накоплению знаний детей о здоровье, обретению умений, навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
3 Сюжетно–ролевые игры наиболее часто применяются для закрепления ранее полученных знаний. В процессе творческих сюжетно–ролевых игр с валеологической тематикой дети накапливают опыт бережного отношения к своему и чужому здоровью.
4 Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
5 Игры–имитации имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики, а также психогимнастики.
6 Игровые ситуации применяются для выработки у детей первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление собственного здоровья.
Рассмотрим, как обычно используются представленные выше игры и игровые упражнения в рамках формирования здоровьесберегающего поведения у дошкольников.
Физкультурно–оздоровительная работа осуществляется посредством подвижных игр, которые характеризуются разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. В них развиваются и совершенствуются разнообразные движения, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.
Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игровые задания соревновательного типа (эстафеты, спортивные игры, которые позволяют играющим детям наиболее отчётливо ощутить присутствие друг друга, научиться считаться с игровым поведением партнёров и взаимодействовать с ними.
Не менее важна и игровая гимнастика, основной целью которой является поднятие настроения и мышечного тонуса детей, а также обеспечение профилактики нарушений осанки.
Развитие психологического здоровья осуществляется посредством применения таких игровых приемов, как:
– пальчиковые упражнения;
– игровая психогимнастика;
– игровые психотерапевтические техники;
– сказкотерапия;
– коммуникативные игры (игры разной степени подвижности, логоритмика, артикуляци-
онная и пальчиковая гимнастика и т. д.);
– дыхательная гимнастика в игровой форме (наиболее эффективными признаны комплексы дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой, поскольку это единственная в мире гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку).
Как мы видим из представленного выше, в педагогическую работу, направленную на формирование и развитие здоровьесберегающего поведения малышей, принято включать:
1) дидактические игры, сюжетные игры и игровые ситуации;
2) подвижные игры с музыкальным сопровождением (логоритмика);
3) игры с элементами спортивных игр (эстафеты, игры на прогулках и т. д.);
4) игровую гимнастику и психогимнастику;
5) игровые психотерапевтические техники.
Все эти игры используются комплексно, в течение всего дня. Часто помимо воспитателей в работе по здоровьесбережению дошкольников принимают участие логопед, психолог и музыкальный руководитель.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что игра – это важная составляющая работы, направленной на формирование и развитие здоровьесберегающего поведения, поскольку именно в игре физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным. Особенно если система использования игр будет систематически внедряться на специально организованных занятиях и в повседневной жизни детсадовцев.
Посредством подвижных игр у дошкольников формируются основные виды движений, улучшается функция сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно–двигательный аппарат и регулируется деятельность нервной системы. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику дошкольников и способствуют улучшению у них мыслительной деятельности. Дидактические и сюжетно–ролевые игры, а также игровые ситуации и упражнения позволяют сформировать и закрепить представления детей о здоровом образе жизни и
развить у них потребность в выполнении здоровьесберегающих правил.
Список литературы
1
Бальсевич В. К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка //Изд. «Физкультура, образова-
ние, наука, – 2006, № 1 – С. 3–53.
2
Гаврилова И. А., Стожарова М. Ю., Кравцова Р. С. Современные здоровьесберегающие технологии в до-
школьном образовании. – М., 2011
3
Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры//Психологическая наука и образование, 1996 –
№3. – С. 19–31.
4
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – 7–е изд., стер. – М. ,
2007
5
Рогозин В. М. Природа и генезис игры (опыт методологического изучения) // Вопросы философии. – 2007
– № 6
6
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер»,2000 – 712 с.
7
Стожорова М. Ю. Краснова Р. С. Гаврилова И. А. Формирование здоровьесберегающего поведения детей пя-
того года жизни. // Детский сад: теория и практика. – №10. – 2011 – С. 26–34.
8
Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье : Метод. пос. – М. : ТЦ Сфера, 2007
9
Эльконин Д. Б. Психология игры: для психологов. – М., 2008
10 Ушинский К. Д Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – Собр. Соч. в 10т.
– М., Л., 1950