Галина Котлова
Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Периодом наиболее интенсивного развития считается именно дошкольный возраст. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Публикация «Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Режиссерские игры
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
“Социальное развитие – это усвоение ребенком достижений общественно-исторического опыта общения, взаимодействия, сотрудничества со взрослыми и сверстниками”. Ведущее место в социальном развитии ребенка занимает присвоение нравственных ценностей своего народа и, позднее, познание и присвоение общечеловеческих нравственных ценностей.
Одним из факторов, влияющих на социальное развитие дошкольников, является установление тесного и плодотворного контакта детей с окружающей действительностью и обществом.
Степенью социального развития ребенка, социальной зрелостью его личности, его социальной компетентности определяется успешность социализации дощкольника, позволяющей ребенку занять достойное место в системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в окружающем мире : в группе детского сада и семье.
В старшем дошкольном возрасте у детей большое значение приобретают отношения со сверстниками, которые прямо и непосредственно зависят от опыта общения со взрослым.
Взрослый - это помощник ребенка в его саморазвитии, это его мудрая опора и, поэтому, общение с ним должно осуществляться как сотрудничество. Это сотрудничество, по мнению С. Ткачева, должно строиться на уважении в ребенке Человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть.
В ней отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил.
Общение ребенка с окружающими людьми происходит в различных видах деятельности. Непосредственное проявление эмпатийные способности ребенка получают в игре, как в ведущем виде деятельности. Значит, именно игра является в дошкольном возрасте эффективным средством формирования нравственных качеств ребенка, воспитания гуманного отношения к сверстникам. Наиболее интенсивно этот процесс происходит в творческих играх. Существуют различные виды творческих игр и одним из них является режиссерская игра.
“Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников”. А. Н. Острогорский
Учитывая огромную роль игры в социальном развитии ребенка. Прежде всего, то, что в ней создаются возможности для полноценного гармоничного всестороннего развития личности ребенка, важно привлечь внимание родителей к различным видам детских игр, помочь им овладеть умением психологически грамотно руководить игрой.
Режиссерская игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована. Видимо этим, можно объяснить невнимание ученых к этому виду игр.
Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в ДОУ не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.
Был иным социальный заказ общества и только теперь, когда наука повернулась к личностно-ориентированной модели воспитания, ученые обратились к режиссерской игре. Известны лишь немногие ученые, исследователи режиссерской игры – Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов и др. Все дело, видимо, в том, что режиссерскую игру трудно увидеть со стороны:
• во-первых, она практически всегда индивидуальна;
• во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается;
• в-третьих, играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.
Все это и увело внимание педагогов от режиссерской игры, и долгое время она не только не развивалась, но и не приветствовалась, как любая индивидуальная деятельность.
“Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста”. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.
Режиссерская игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля.
Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку – его воле, его желанию, его замыслу.
Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы - заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая - зайчиком; кусок серой ткани – волком и т. д.
Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мизансцены, то есть представляет в пространстве кто, где буде находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на “сцене”.
Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру “дикторским” текстом.
Режиссерская игра, возникающая в старшем дошкольном возрасте, мало похожа на ту свою первую форму, которую мы наблюдали у малышей. Но суть ее остается той же. Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, она так же предметно представлена, в ней также ребенок исполняет все роли. Правда сюжеты становятся сложнее, предметная представленность иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребенок все время сопровождает свои действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Режиссерская игра старших дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребенка с игрушкой строится на основе собственного опыта общения с людьми.
Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте иногда может быть и коллективной. Правда, участников в ней не много – не более двух – трех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись. Необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности. Если дети из одной семьи имеют нормальные отношения (что, к сожалению, сейчас встречается довольно редко, то у них можно наблюдать такую игру. Они вместе придумывают и ставят домашние спектакли и “капустники” (иссл. Е. М. Гаспаровой, Е. Е. Кравцовой).
Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
Итак, режиссерская игра – одно из средств воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления ребенка-дошкольника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.
Изучение режиссерской игры позволило расценивать деятельность ребенка в ситуации решения им игровой задачи с помощью изобразительных средств как режиссерскую игру с опорой на рисунок. Проявления этой деятельности были зафиксированы в литературе и ранее, но фигурировали они под названием «сюжетного рисования». (Н. П. Сакулина). Однако анализ подобной деятельности показал, что, во-первых, в ней присутствует игровой мотив, являющийся критерием именно игровой деятельности (по А. Н. Леонтьеву). Ребенок рисует не ради изображения как такового, а ради игрового действия, которое получает свое воплощение не только в рисунке, но и в экспрессивной речи, рассказе, драматизации. Во-вторых, в такой деятельности всегда присутствует условная (т. е. мнимая) ситуация, что служит еще одним критерием игры (по Л. С. Выготскому) и позволяет расценивать данную деятельность именно как игровую.