Вера Ермакова
Формирование у дошкольников духовно-нравственных ценностей в процессе ознакомления с историей родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Формирование у дошкольников духовно-нравственных ценностей в процессе ознакомления с историей родного края»
Одной из важнейших задач стоящих перед нашим обществом в настоящее время является духовно – патриотическое, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усвоив культурно – исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства.
Публикация «Формирование у дошкольников духовно-нравственных ценностей в процессе ознакомления с историей родного края» размещена в разделах
Дошкольный возраст – время активного познания окружающего мира. Внимание дошкольников привлекает всё яркое, необычное, эмоциональное восприятие окружающего мира маленькими детьми, обязывают педагога создать такую обстановку, чтобы каждому ребёнку было уютно и радостно. Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и воспитания духовности. Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину
Воспитатель – это патриот своей Родины, который умом и сердцем осознаёт важность и необходимость своей профессии. Для этого педагогу необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребёнка, помочь ему познавать окружающий мир. Только в этом случае у ребёнка остаётся глубокий, устойчивый интерес.
Нужно помочь почувствовать детям гордость и уважение к своему народу, любить родной край, хорошо знать его историю, исторические и культурные центры, достопримечательные места города, географическое место расположения. Любовь к своей Родине – это не нечто отвлечё нное: это и любовь к своему краю, его людям, к памятникам культуры, обычаям и традициям своего народа.
Ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, который строится на фоне краеведческого материала.
- Введение краеведческого материала в работе с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к более удаленному к культурно-историческим фактам.
Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Так как в группе невозможно создать все необходимые условия ввиду специфичности краеведческой работы, возникает необходимость восполнить это через сотрудничество с краеведческим музеем.
Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес. История нашего края сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях.
Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;
2. Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
3. Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;
4. Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.
Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной : целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т. д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии). В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели, например о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер, то есть с самого элементарного, но уже доступного детям.
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем поселок отличается от города.
Работа по ознакомлению старших дошкольников с родным краем может проводиться по следующим направлениям: история города, достопримечательности города, символика и труд взрослых, природные богатства, флора и фауна. Поставленные задачи могут быть реализованы через все виды деятельности: познание, коммуникация, труд и художественное творчество, игра, работа с родителями.
Работа по данному направлению должна быть тщательно спланирована. С целью формирования у детей системных знаний о родном крае необходимо разработать перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, с использованием разнообразных форм работы : организованная образовательная деятельность, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города и края.
Дидактические игры, помогают не только закрепить полученные знания о родном крае, но и узнать много нового. Так, например, дидактическая игра «Достопримечательности Кирсанова» способствует активизации интереса у детей к историческим памятникам города, способствует возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской народной культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др. Дети возлагают цветы к памятнику погибшим воинам Великой Отечественной Войны.
Работу по ознакомлению дошкольников с родным краем необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями. Данная работа должна быть тщательно спланирована. В плане работы с родителями необходимо использовать разнообразные формы : родительские собрания с использованием презентаций, беседы, консультации, анкетирование, совместные викторины, конкурсы поделок и рисунков и т. д. Так же могут быть оформлены папки-раскладушки и консультации со сведениями об улицах города, памятных местах, трудовых буднях горожан, истории создания герба и флага России, Тамбовской области.
Главное, на что обращаем внимание - вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.
Целью нашей работы является развитие свободной творческой личности ребенка в процессе формирования у детей дошкольного возраста интереса и духовно-ценностного отношения к родному городу, краю, стране. В дальнейшем мы будем продолжать работу по краеведению, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, приобщать их к истинным ценностям, направлять мысли и стремления наших воспитанников на путь познания добра, воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.
Источники :
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/10/11/rol-kraevedeniya-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii
https://educontest.net/ru/136401
https://infourok.ru/razvitie-nravstvenno-patrioticheskih-kachestv-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-oznakomleniya-s-istoriey-i-kultu-1213985.html
https://interactive-plus.ru/ru/article/80253/discussion_platform