Татьяна Прохорова
Формирование положительной мотивации обучающихся и педагогов — важнейшее условие повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Учебная мотивация – это необходимое условие, которое способствует ус-пешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в школе-интернате в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, является создание условий для формирования положительной мотивации к обучению.
Формирование положительного отношения к обучению зависит не только от воспитателя работающего с детьми, имеющими отклонения в развитии, но и от психологического, физического и эмоционального настроя всех участников обра-зовательного процесса.
Публикация «Формирование положительной мотивации обучающихся и педагогов — важнейшее условие повышения качества образования» размещена в разделах
При формировании положительной мотивации следует основываться на сле-дующие постулаты:
- прежде всего, необходимо заботиться о создании общей положительной атмосферы, как на занятиях и внеклассных мероприятиях, так и во время режим-ных моментов (сюда также следует отнести время подготовки домашнего задания, воспитательные занятия). Особенно важно и просто необходимо в работе с детьми данной категории снижать уровень тревожности, исключать все оттенки отрицательного подкрепления, а именно упреки, насмешки, угрозы и т. п. После создания положительного мотивационного настроя у детей имеющих отклонения в развитии происходит снижение уровня боязни и страха перед риском ошибить-ся, забыть правильные ответ, неверно ответить на поставленный вопрос;
- необходимо использовать и игровую деятельность, а также активно при-менять её на внеклассных мероприятиях, как естественную форму организации процесса обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии;
- следует обязательно и целенаправленно эмоционально стимулировать де-тей при выполнения заданий на самоподготовке. Особое внимание здесь следует уделить неуспевающим обучающимся, то есть более слабым. При выполнении задания с помощью взрослого происходит сближение обучающегося и воспитате-ля, что в свою очередь повышает уверенность в силах ребенка.
- воспитателю следует предупреждать различные опасные для учебной дея-тельности чувства, которые могут проявляться у детей, а именно чувства скуки, монотонности. На самоподготовке, занятиях и внеклассных мероприятиях помо-гает избежать проявлению данных чувств перемена различных видов деятельно-сти. Например, выполнение занимательных заданий, кроссвордов, решение голо-воломок, загадок, шифровок, коллажей, а также настрой личной эмоциональности учащихся. Следует постоянно возбуждать, пробуждать интеллектуальные эмо-ции, такие как удивления, чувство новизны, сомнения, определять уровень дос-тижения каждого учащегося;
- необходимо формировать и внутренний оптимистический настрой у обу-чающихся с нарушением в развитии. Следует постоянно давать установку на дос-тижение результата деятельности, влиять на уверенность ребенка, способствовать преодолению трудностей обучения и воспитания.
- воспитателю необходимо избегать в общения с ребенком появления «анти-стимулов». Так как бедность, серость, монотонность сообщаемой информации негативно сказывается на восприятии темы занятия или меоприятия. Здесь сле-дует не забывать об отрыве содержания домашнего задания от личного опыта ре-бенка, о учебных перегрузках, переутомлениях. Дозированность и межпредметная связь уроков и занятий только способствует успешному закрепления про-граммного материала учащимися коррекционной школыVIII вида.
Хочу осветить приёмы формирования положительной мотивации у обучаю-щихся которые применяю на самоподготовке, воспитательных занятиях и вне-классных мероприятиях.
С целью формирования положительной мотивации ребенка к учебной дея-тельности создаю положительную атмосферу. Помогают этому организационные моменты, которых в моей копилке очень много. Например, некоторые из них:
Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня наше общешкольное мероприятие посвя-щено …. А впрочем, узнать чему оно посвящено, подскажет вам стихотворе-ние. Далее зачитывается стихотворение. Главное условие, чтобы стихотворение имело чёткую формулировку темы мероприятия или занятия, так как дети имею-щими отклонения в развитии не всегда могут выполнять логические операции, но возможно и использование схем алгоритмов действий.
Иногда предлагаю ребятам использовать смайлики настроений.
Работа у доски. Очень нравится детям. Удобство и эффективность заключается в том, что сразу виден результат работы ребенка.
Для мероприятий и занятий специально подбираю пословицы и поговорки, которые помогут в будущем обучающимся успешно социализироваться в общест-во. Дети с интересом анализируют пословицы, поговорки, цитаты изречения знаменитых писателей. На протяжении занятия/мероприятия можно обращаться к девизу, ребята читают его хором, особое внимание уделяю их произношению оно должно быть чётким и громким, тем самым направляя самого обучающегося на уверенность и успешность во время учебной или воспитательной деятельности.
В процессе учебной деятельности и воспитания очень ценно указать на по-ложительный результат, которого достиг каждый ребенок. Закрепив и зафиксиро-вав в его сознании полученный результат, можно наметить цели на последующее изучение материала. Поэтому постоянно обращаюсь к жизненному опыту ребят, а помогают этому интеллектуальные разминки, подобранные с опорой на имею-щиеся знания воспитанников.
Не секрет, что реализация мотивов во многом зависит от умения обучаю-щихся ставить и обосновывать цели, а затем и достигать их. Ведь умение ставить цель - показатель зрелости мотивационной сферы обучающегося, способность к целеполаганию, один из волевых компонентов мотивационной сферы. Поэтому на занятиях предлагаю новый материал, так что дети сами делают для себя новое открытие. Здесь часто предлагаю ученикам использую алгоритмы действий. Это осуществляется созданием проблемных ситуаций и их совместное и са-мостоятельное разрешение, наблюдение, сравнение, анализ, побуждение учащихся к самостоятельному формулированию выводов, также составлению алгоритмов действий.
При проверке домашней работы использую самопроверку и взаимопроверку. Другими словами привлекаю обучающихся к оценочной деятельности и тем са-мым формирую адекватную самооценку.
Все выше перечисленное помогает осознанию обучающимися своих возмож-ностей в достижении успеха. Особое внимание уделяется и релаксации проводи-мой в конце мероприятия или занятия, где происходит анализ своей деятельности самим обучающимся и остальными обучающимися, а далее воспитателем.
Очень большую роль в формировании учебной мотивации играет применение ИКТ - технологий. Дети с увлечением и интересом просматривают презентации и видеоролики, которые периодически предлагаю им во время проведения мероприятий и занятий. Постоянно в презентации включаю различные задания, тесты или игры. Применение интерактивных технологий позволяет мгновенно видеть результаты работы, корректировать ошибки, что в свою очередь положи-тельно влияет на мотивацию обучающихся.
В педагогической практике школы-интерната в работе с детьми имеющими отклонения развития любая технология с коррекционной направленностью ста-новится одной из ведущих, но успешность усвоения детьми учебного и нового материала будет выше, если будет создана положительная мотивация. Необходимо хорошо понимать, что разно уровневая форма обучения и воспитания не может дать положительного результата сама по себе, а требует огромной работы над всеми её компонентами, в том числе и над мотивацией к обучению.