Галина Ковалева
Формирование мотивации к обучению детей дошкольного возраста посредством организации дополнительных услуг «Звездочеты»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование мотивации к обучению детей дошкольного возраста, через организацию дополнительных услуг "Звездочеты"
Галина Викторовна Ковалёва
По В. К. Вилюнасу, мотивация — это целая система процессов, которые побуждают человека к действию.
Публикация «Формирование мотивации к обучению детей дошкольного возраста посредством организации дополнительных услуг „Звездочеты“» размещена в разделах
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п., которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.
Мотивация по-разному интерпретируется специалистами, но в общем понимании это умение индивидуума путём деятельности удовлетворять свои потребности и желания. Проблема формирования и развития мотивации обучения занимает одно из важных мест в образовании. Ее актуальность обусловлена приоритетными направлениями развития и модернизации образования. Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между взрослым и ребёнком. Становление мотивационной сферы ребенка-дошкольника является основополагающей проблемой психологии и педагогики развития.
Отсутствие мотивации к узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются родители и педагоги. Поэтому позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.
Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занимательному делу или какой-либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Исходя из целей, мотивация позволяет решить ещё несколько задач:
Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
Активизировать процессы внимания, памяти, мышления, воображения, речи и т. д.
Плавно регулировать поведенческие трудности детей, приучая их подчиняться правилам игры.
Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников :
- Словесные
- Наглядные
- Практические
На основе этого можно выделить пути формирования мотивации : через организацию различных видов деятельности, общения, самостоятельной деятельности, что обеспечит целостное формирование познавательной мотивации детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.
Умственная активность ребенка в дошкольном возрасте, по мере его взросления, приобретает более самостоятельный характер. Если окружающая среда мотивирует любознательность и познавательный интерес, ребенок стремится познать новое, без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Но дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство дошкольников, они растут вялыми и безынициативными, учатся подчиняться взрослому, действуют чаще репродуктивно (т. е. повторяют действия взрослого).
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и далёкий неизведанный мир Космического пространства, мир Вселенной. Он привлекает внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
И. Г. Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям».
Одно из главенствующих мест в педагогической науке имеют работы И. Куликовской и Р. Чумичовой в них обоснованы и раскрыты понятия «целостной картины мира дошкольников», космоса в том числе, как интегрированный образ действительности, который отражает объекты, явлений действительности и системы культурных ценностей соразмерно уровню развития ребёнка в определённый период его жизни. Определили структуру этого психологического образования, предложили современную инновационную технологию и методологию.
Наиболее широко исследовали и проанализировали эту проблему К. Крутой и А. Каплуновская, создав в 2002 году программу и методические рекомендации "Природа Космоса", где вниманию были представлены задачи по ознакомлению детей разных возрастных групп с Космосом и оптимальные пути решения поставленных задач.
Проанализировав ряд источников, основываясь на их научный опыт, а также опираясь на примерную основную общеобразовательную программу воспитания и обучения в детском саду : «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая реализуется в дошкольном учреждении, актуальность выбора темы обусловлена тем, что «Космос» является обширной темой для мотивационной сферы и исследовательской деятельности детей. Она вызывает большой интерес и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе, ведь вымышленные персонажи современных мультфильмов дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах и их жителях. Часто дети думают, что облака – это пух, потому что они белые, звезды – это светлячки или кристаллики, потому что они сверкают и светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, они самостоятельно сделали такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их систематизация. Дети должны получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающем мире.
Поэтому и возникла идея формирования познавательной мотивации детей дошкольного возраста через дополнительные услуги детского сада «Звездочёты» с использованием «Космической комнаты», которая была создана и оформлена в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Цель данной работы направлена на то, чтобы способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве.
Задачи:
1. Формировать представления детей о планете Земля, как части Солнечной системы.
2. Развивать творческую фантазию детей, их образное мышление; развивать логическое мышление.
3. Воспитывать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности, уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
Для ознакомления детей с космосом мы создали необходимые условия, продумали содержание и план обучения, которые способствуют формированию и закреплению знаний о Вселенной. Формируя развивающую среду «Космической комнаты», разработали и обогатили условия, которые могли бы привлечь внимание дошкольников, чтобы вызвало у детей живой интерес и заинтересованность темой космоса. В комнате был оборудован потолок с подсветкой имитирующий звёздное небо, стены украшены макетами планет, изображающие модель Солнечной системы. Чтобы ещё больше привлечь внимание детей к этой теме оборудовали комнату пультом управления, имитирующим космический корабль, с удобными сиденьями для будущих космонавтов. Также в «Космической комнате» есть обсерватория для познавательно - исследований деятельности, телескоп для изучения звёздного неба.
По мере дальнейшего ознакомления с космосом появились билеты «Звёздного десанта», скафандр и костюмы космонавта, детские энциклопедии о космосе, астрономия для детей, познавательно-обучающие книги о вселенной.
Вместе с традиционными методами и приёмами, использовали инновационные педагогические технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования и исследовательской деятельности применяем компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя об объектах, а чтобы он сопровождался красочным фильмом, картинками или спец. эффектами. Правильно оформленная предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка и должна быть содержательно - насыщенной, доступной, динамичной.
Также для ознакомления с космосом мы разработали учебно-тематический план на год по формированию представлений о космосе.
(приложение 1)
Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Говоря о познавательной активности ребёнка, нельзя не коснуться такого понятия как познавательная потребность – склонность к умственному труду, стремлению к постоянному поглощению новых знаний, новой информации. Исследования показали, что именно эта потребность в наибольшей степени предопределяет умственное развитие ребёнка.
Развитие в ДОУ дополнительных образовательных услуг могут стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения подрастающего поколения, а также выступают как ресурс мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству. Важной отличительной чертой дополнительных образовательных услуг для детей является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:
- нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;
- возможность для педагогов и воспитанников включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;
- благоприятные условия для генерирования и реализации общественных, как детских (подростковых, так и взрослых инициатив, и проектов;
- возможность для педагогов не повторяют, а обогащать и усовершенствовать ООП ДО.
Наши планируемые результаты в мотивации к обучению детей дошкольного возраста, через организацию дополнительных услуг и использования потенциала «Космической комнаты», в первую очередь для педагогов это - повышение знаний по данной теме «Космос»; создание условий для обеспечения полноценного развития детей; создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности ребенка. Для детей - сформированность знаний, представлений об устройстве Солнечной системы, основных космических явлениях, покорителях космоса; развитие мыслительных способностей, умений самостоятельно делать выводы, умозаключения. В дальнейшем работая по этой теме, прогнозируем следующие результаты:
- расширение знаний и проявление интереса детей к Вселенной;
- развитие интереса детей к поисково-познавательной деятельности;
- изготовление поделок и работ по теме: «Космос».
В дополнительном образовании детей всё больше расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.).
Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп образовательной деятельности, повысить уровень мотивации. Таким образом, в перспективе мы планируем продолжать совершенствовать развивающую и познавательно - исследовательскую среду нашей «Космической комнаты».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. Можно сделать вывод, что каждая из специфически детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями, и мотивируя детей на организованный процесс наблюдений, что позволяет видеть дошкольнику мир более целостно и научно.
Литература:
Гурштейн А. А. – Люди и звёзды. / А. А. Гурштейн
Величко О. В. – Астрономия в стихах. / О. В. Велычко. — Мин. Воды, 1999г.
Левитан, Е. П. Рождение «дошкольной астрономии»/ Е. П. Левитан
// Земля и Вселенная. — 2010. — N 6. — С. 54-60
Левитан Е. П. «Астрономия от А до Я»./ Е. П. Левитан. Художники С. Волков и Г. Волкова. М. : Аргументы и факты, 1999. 81с.
Куликовская И. Э., Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира. Учебное пособие. / И. Э. Куликовская, Р. М. Чумичева. — М. : Педагогическое общество России, 2004.(стр7)
Левитан Е. П. – Звёздные сказки. ( М: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994г. (стр14)
Вселенная… дошкольника! // Земля и Вселенная. — 2009. — N 6. — С. 80. — Рец. на кн. : Левитан Е. П. Беседы с малышами о Вселенной / Е. П. Левитан. — М. : Наука, 2009. — 79 с. — (Научно-популярная литература. Первый шаг в науку (стр14)