Деревянко Анна Викторовна
Духовно-нравственное воспитание через вокально-хоровое пение
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад: Духовно - нравственное воспитание через вокально-хоровое пение.
Духовно – нравственное воспитание во все времена являлось одной из основных педагогических проблем. Об этом много писали великие педагоги прошлого: К. Д. Ушинский, Я. А. Каменский, В. А. Сухомлинский и другие. В наше время духовно - нравственное воспитание понимается как процесс и результат формирования у детей духовного идеала и духовных ценностей как основы нравственного поведения личности, состоящего в следовании общественным и общечеловеческим требованиям, совпадающим с внутренними убеждениями.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание через вокально-хоровое пение» размещена в разделах
Проблема духовно - нравственного образования сегодня в нашем обществе актуальна как никогда. Причин тому много. Ребенок живет и развивается, окруженный множеством источников негативного характера, которые воздействуют на его неокрепший интеллект, на еще не сформировавшуюся сферу нравственности. Интернет, средства массовой информации ведут во многом разрушительную антидуховную пропаганду, снижают критерии нравственности и угрожают психологическому здоровью, а иногда и самой жизни человека. Бороться с этим пагубным влиянием на детей необходимо всем обществом, и особенно - воспитателям, учителям, психологам.
Духовно - нравственное воспитание через привитие любви и уважения к своему языку, истории, музыки, литературе и т. п. призвано помочь детям глубже понять культурные особенности своей странны, увидеть красоту и своеобразие ее природы и задуматься над тем, чтобы стать достойным и полезным ее гражданином.
В решении комплекса задач духовно - нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, конечно же принадлежит системе образования и системе дополнительного образования.
В Законе "Об образовании" раскрывает содержание понятия "духовно - нравственное развитие обучающегося". Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно - смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.
Музыка – оказывает влияние на формирование духовно – творческой личности. Она всегда являлась самым чудодейственным, тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.
Поэтому нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе духовных ценностей.
Все виды музыкальной деятельности могут служит средствами духовно – нравственного развития, но одним из главных видом является пение т. к. это самый доступный и понятный всем поколениям язык, песня сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Песни пелись хором, становясь личным переживанием каждого.
Хоровое пение имеет свою специфику: оно направлено на единение поющих (их согласие и созвучие, приобщение к миру духовного, на образование и воспитание личности через приобщение к высокому искусству. В хоре голоса людей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде. Кроме того, воспитывается толерантное отношение к другим в процессе деятельности. Хоровой коллектив создает условия для проявления особых психологических процессов и качеств личности (эмпатия, сопереживание, эмоциональна идентификация, творческое воображение, логическое образное мышление) и специальных способностей.
Важным является правильно подобранный репертуар, он влияет на формирование общечеловеческих ценностей воспитанников.
Условием воспитательности хора, является интерес исполнителя к продукту вокально – хоровой деятельности, который основывается на музыкальном материале. Произведения искусства, в том числе и вокально – хоровое требует особого внимания со стороны педагога.
Детям нужно преподносить истинные художественные ценности. А это - народная, классическая музыка, а также современные произведения, не противоречащие задачам формирования высокого художественного вкуса детей, опирающиеся на народное искусство, продолжающие традиции русского и зарубежного классического наследия.
Поэтому для решения задач по духовно-нравственному воспитанию основной акцент приходится на подбор репертуара для исполнения песен. С помощью него в рамках духовно-нравственного воспитания детей знакомят :
-с традициями русского народа и укладом их жизни,
-с народным фольклором,
-с особенностями традиционной подготовки и проведения народных календарных праздников;
воспитывают и развивают :
-чувство патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к истории России, ее традициям и праздникам,
-умение замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею, беречь её,
-нравственные и эстетические чувства ребёнка, формируют систему нравственных и эстетических эталонов,
-навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию, радости и адекватному проявлению этих чувств,
-уважительное, милосердное, внимательное отношения к близким,
-художественный вкус и эстетические предпочтения на основе образцов традиционной духовной культуры.
Основываясь на выше перечисленных задачах использую в своей работе соответствующий музыкальный материал народного фольклора, стилизованные народные песни, песни о Родине. Разученный репертуар включается в праздники и развлечения.
Русские народные праздники богаты интересными традициями, песнями, играми, шутками, кулинарными предпочтениями. Для каждого времени года существуют свои неповторимые, уникальные обряды, песни. В нашем саду второй год проводятся: масленица, колядки. В праздники включается музыкальный репертуар русских народных и стилизованных песен, танцев, игр и хороводов таких как "Как у наших у ворот", "Ой, блины" обр. А. Абрамского,"Эх, масленица!" Т. Шикаловой " Ярмарка" Шаломова, "Шел козел по лесу", "Золотые ворота", "Заря -зарница", заклички (Солнышко, Весна-красна, Дождики т. д., частушки, небылицы. Перед развлечением внимание уделяется самому празднику, истории его появления, его роли в жизни народа, его обрядам и традициям, обязательным атрибутам (рождественская звезда, колокольчик, блины, кукла - масленица и т. д.)
Так же проводятся праздники основанные на русском фольклоре и традициях такие как: "Праздник русской рубахи", "Праздник русской березки", "Веселые посиделки" и т. д. Репертуар праздников так же основан на русских народных и стилизованных песнях, танцах, играх и хороводах: "Во поле береза стояла", "Как унаших у ворот" ," Самовар", "Русская изба", "Домовой", "Колечко" и т. д.) на этих праздниках дети знакомятся с традициями, бытом, с жанрами народного творчества.
Дети с большим удовольствием, радостью, интересом разучивают и поют музыкальный репертуар и принимают участие в праздниках и развлечениях. Знакомство с народными праздниками, обрядами, играми, традициями (включающими песни, заклички, загадки, шутки, игры, хороводы) позволяет детям окунуться в мир, непохожий на современный. Закладываются основы трудолюбия, стремления к красоте, нравственному поведению непосредственно в подсознание через игру, через песню. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность исполнения доставляют детям настоящую радость. Русская песенная культура проста и понятна детям: мелодия построена на 5-7 звуках, с многочисленными повторениями, с понятными словами и движениями, которые хочется выполнять. Охватить на занятиях все праздники, традиции невозможно. Да и цель ведь ставится – не изучить все песни, обряды, традиции, а заложить любовь и уважение к своему народу, его истории.
Так же мы проводим конкурс песни и строя. Патриотические песни всегда были популярны, потому что в них любовь и надежды к Родине. У этих песен есть характерные особенности: они быстро запоминаются, мелодии всегда решительного или призывного характера со многими повторами. В песнях сочетается боевой порыв, мужественная воля, задушевность, солдатский юмор, душевное здоровье, жизненная сила и беззаветная любовь к Родине. Участвуя в таких смотрах песни и строя дети испытывают уважения за свою страну, армию. Давным-давно доказано, что такие человеческие ценности, как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет и сознательно пропагандировать в любом возрасте. От нас, представителей всех поколений, зависит будущее детей, внуков, правнуков.
Закончить свое выступление хотелось бы словами Доктора медицинских наук, академика Владимира. Филипповича Базарны:
"Печаль и горе, радость и надежда, вера и счастье
изливаются из человеческой души, находя выход в хоровом пении.
Хор – как инструмент со многими голосами.
Он может выразить еле слышное эхо человеческих переживаний,
ликование победы или величие бессмертной человеческой души.
Известно, что музыка, хоровое пение являются важнейшим средством
формирования здорового человека, что образование начинается с музыки. "