наталья лазуткина
Доклад для воспитателей «Социоигровая педагогика»
▼ Скачать + Заказать документы
«Не секрет, что большинство родителей и воспитателей на сегодняшний день излишне озабочены подготовкой шести - и даже пятилетних детей к предстоящим трудностям в школе. Ослеплённые стремлением как можно лучше подготовить детей к трудностям начальной школы, воспитатели перестают замечать, что начинают действовать вопреки природосообразности, вопреки здравому смыслу. С нарушением условий для нормального (естественного) развития детей их психическому и физическому здоровью наносится явный ущерб: дети теряют уверенность, общительность, любознательность, а часто и аппетит, физическую силу, зрение и т. д.
Публикация «Доклад для воспитателей „Социоигровая педагогика“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Родители дошкольников, казалось бы, первыми должны были забить тревогу, но как раз они-то активно поддерживают и приветствуют заимствованный из школы «серьёзный» стиль работы, видя в нём долгожданную подготовку ребёнка к предстоящим трудностям. Хотя дошкольник младше школьника, но обучение его происходит раньше. И в обучении опыт именно этого периода может наследоваться периодом вслед идущим, то есть школьным, - а не наоборот (т. е. учителя должны заимствовать методы и приёмы обучения детей у нас, у воспитателей д\с, а не мы у них).
Многолетняя и успешная работа замечательного педагога-психолога Евгения Евгеньевича Шулешко (1938-2006) и его последователей доказывает: устранить катастрофическое убеждение можно!
И проблема заключается не в переучивании воспитателей, а в возвращении им веры в себя! Что вполне эффективно осуществляется, например, в социоигровой педагогической системе.
Приобрести веру в себя, преодолеть педагогические заблуждения воспитателям поможет живой интерес детей, который неизменно активизируется даже при первых скромных социоигровых начинаниях. Живая непосредственная реакция детей окрыляет взрослых. Школьная авторитарность, чуждая жизни детского сада, постепенно исчезает даже в мелких проявлениях, которым раньше взрослые вообще не придавали значения.
Взаимное приспосабливание приводит и воспитателей, и родителей к сотрудничеству с детьми, а затем и друг с другом.
Так что же такое социо-игровая педагогика.
Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики : Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них.
В то время это не прижилось. Пробовались отдельные приёмы, и на этом всё закончилось…
И вот сейчас педагогические коллективы взглянули на эту проблему более заинтересованно. Осознавая, что по-старому работать просто нельзя, т. к. современные исследования показывают, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало. А социоигровая технология, возникшая на сопряжении премудростей театральной педагогики, детских фольклорных игр и замечательных идей Е. Е. Шулешко, позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, ребёнок выступает здесь как субъект деятельности.
Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно; а т. к. работа идёт в малых группах, дети учатся общаться между собой.
Один из авторов этой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит:
«У социоигровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социоигровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле…»
Можно провести прямую зависимость между социоигровым стилем и личностно– ориентированной моделью общения на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят. Именно эти три компонента являются главными составными собственной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, он учится сам, а все условия для этого ему создаёт воспитатель - это и есть главная задача педагога!
Девиз социо-игровой педагогики : «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».
Образно говоря, если в наглядном обучении педагог выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети – роль зрителей, то в социоигровом подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а педагог дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет.
Социо–игровой стиль ориентирует педагогов на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлечённости.
Выделяют 3 составляющие социоигрового стиля :
• Смена мизансцены,
• Объединение в подгруппы, пары и работа в них,
• Движение (слушают, говорят, делают).
Как понять, присутствует ли социоигровой стиль в работе педагога?
Главный показатель: интересно детям на занятии или нет? Занимаются ли они своими делами или это дело им «навязал» взрослый?
В. М. Букатов говорит по этому поводу:
• Если дети на занятии были малоподвижными, то социоигрового стиля скорее всего не было;
• Если на занятии не было хотя бы 2-3 смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то можно смело утверждать, что занятие было не вполне социоигровым;
• Если по ходу занятия дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение (а только с воспитателем, то даю голову на отсечение – «социоигровая педагогика и близко не лежала…»
Ключевые идеи
Основная идея технологии – организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.
сПАРТАнское воспитание (двигание парт)
ИДИ от детей
Вместе мы – сила
Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется
Подводя итоги, выделим 6 основных правил и условий социоигровой педагогики :
• 1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
- кто на каком этаже живет;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.
• 2 правило: «смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
• 3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.
• 4 правило: смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
• 5 правило – социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
• 6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».